Авиаконструктор Яковлев: история отца самолетов «Як»

Сегодня русская авиация — одна из мощнейших в мире. А когда-то у истоков её создания стояли энтузиасты, мечтающие о создании воздушных кораблей, которые легко и быстро будут парить в океане неба. Одним из таких людей был Александр Сергеевич Яковлев — известный всему миру авиационный конструктор, «ястребки» которого прославили советскую авиацию в годы Второй мировой войны.

Биография

Современники и историки называют Яковлева довольно неоднозначной личностью. Но при этом невозможно переоценить значение этого целеустремленного мечтателя для мировой авиации.

Семья

Александр Яковлев родился в первый апрельский день 1906 г. в семье потомственных почётных московских граждан. Его дед — Василий Афанасьевич — владел свечной лавкой и поставлял свой товар в Большой театр. Сергей Васильевич Яковлев окончил Александровское коммерческое училище, а затем работал в нефтяной компании братьев Нобель. Нина Владимировна — мать будущего конструктора вела домашнее хозяйство.

В возрасте 5 лет Александр успешно сдал вступительные экзамены в одну из лучших частных гимназий Москвы. Мальчик успешно осваивал школьные предметы, но наибольших успехов достиг в изучении следующих дисциплин:

  • история;
  • география;
  • литература;
  • рисование.

При этом по техническим и естественным предметам юноша получал хорошие оценки. В своих воспоминаниях Александр Сергеевич отмечал, что любовь к учебе ему прививала мать.

В 1938 г. уже состоявшийся конструктор женился на лётчице Екатерине Медниковой. За год до этого девушка на яковлевском самолёте АИР-9 установила рекорд скорости и высоты для женской авиации. У супружеской пары родились два сына, которым передалось увлечение авиацией. Старший сын — Сергей Александрович работал под руководством отца, отвечая за разработку спортивных машин.

Авиаконструктор Яковлев: история отца самолетов «Як»
Cоветский авиаконструктор Александр Яковлев

Карьера

Александр Сергеевич увлекся авиацией ещё в школьные годы. Первый летательный аппарат, созданный юношей из деревянных реек и бумаги, пролетел 15 м. В эти же годы будущий руководитель КБ начал проявлять организаторские способности, организовав школьный кружок «Друзья авиации», который являлся частью всесоюзного общества.

Молодой человек мечтал после окончания школы поступить в Воздушную Академию. Но на пути к мечте перед ним стояли два препятствия:

  • в учебное заведение принимали только военнослужащих людей;
  • основным недостатком для приёмной комиссии являлось непролетарское происхождение соискателя.

В 1924 г. Александр Сергеевич добился первого значительного успеха в авиаконструировании. Сконструированный им планер «АВФ», названный в честь академии воздушного флота, принимал участие в соревнованиях планеристов в крымском Коктебеле. Яковлевский проект получил одну из премий, а затем многие годы на этой модели советские авиаторы осваивали планеризм. После крымского успеха молодой конструктор поступает на службу в советскую армию, исполняя вначале обязанности рабочего, а затем моториста в летной академии. Сочетая рабочие обязанности с увлечением авиаконструированием, он вскоре разработал свой первый самолёт «АИР». Яковлев представил его в 1927 г. в Севастополе. А 12 мая его авиетка совершила пятнадцатичасовой перелет в столицу. За штурвалом воздушного судна сидел прославленный пилот Юлиан Пионтковский, поверивший в талантливого юношу, разделившим с ним время полёта.

Успешное испытание открыло молодому конструктору с неправильным происхождение двери Воздушной Академии. С 1927 по 1931 Александр Яковлев являлся слушателем главного авиационного Вуза страны.

По окончании академии молодой конструктор, который в годы учёбы разрабатывал по одному самолёту в год, получил должность инженера на заводе 39. Деятельный и талантливый молодой человек собрал вокруг себя таких же увлекающихся авиацией людей, вместе с которыми в своё свободное время работал над своими разработками. Итогом работы этой группы стал АИР-6, который применялся в следующих качествах:

  • агитационная модель;
  • санитарный борт;
  • пассажирское судно для местных перевозок;
  • исследовательская машина;
  • связной борт.

В 1935 г. группа Яковлева добивается очередного блестящего результата в развитии отечественного самолетостроения. Седьмая модификация АИР по скоростным показателям превзошла существующие советские истребители и некоторые иностранные модели. Благодаря этому успеху появилось новое конструкторское бюро, во главе которого поставили двадцатидевятилетнего Александра Сергеевича. Но через несколько месяцев в одном из полётов новый самолёт под управлением Пионтковского потерпел крушение, в котором едва не погиб знаменитый пилот. Это событие стало испытанием для молодого руководителя. Его команду перевели в здание бывшей мебельной мастерской. Но благодаря организаторским способностям Яковлев смог построить на этом месте всемирно известный авиационный завод, отличающийся особой аккуратностью и культурой производства. В конце этого года молодой инженер получает звание главного конструктора. Этот пост он занимал в течение 21 года.

В трудные для страны военные годы А. С. Яковлев занимал пост заместителя народного комиссара по авиационной промышленности, отвечая за новую технику. В этой роли он в первые годы войны занимался организацией производства на эвакуированных в Сибирь авиационных заводах.

В 1946 г. Яковлев посчитал, что больше не может совмещать две ответственных должности и подал прошение об отставке с поста заместителя министра авиационной промышленности. Ходатайство было удовлетворено, и конструктор смог посвятить всё своё внимание любимому делу — разработке воздушных судов. Яковлев возглавлял КБ до 1984 г. Знаменитый конструктор ушёл на пенсию в 1984 г. Через 5 лет он скончался в своей квартире в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Авиаконструктор Яковлев: история отца самолетов «Як»
А.С.Яковлев у самолета АИР-2. 1928 г.

Самолёты

В конструкторское бюро, которым руководил 70 лет Александр Сергеевич Яковлев, разработал более 200 воздушных судов и их модификаций. Наиболее известными из них являются:

  1. Самолёты из линейки АИР — первая разработка конструктора Яковлева, названная в честь Алексея Ивановича Рыкова. После расстрела известного наркома аббревиатуру стали произносить как английское слово, означающее воздух. Всего с 1927 по 1940 гг. было разработано 20 модификаций этого судна. АИР-1 был построен в единственном экземпляре. Но через 50 лет после первого полёта была изготовлена его копия, которая в настоящее время находится в московском музее техники в районе усадьбы Архангельское. Первым серийным судном этой линейки стала модель АИР-6, который использовался в качестве воздушного автомобиля, связывающего отдалённые районы страны с областными центрами.
  2. УТ-1 и УТ-2 — самолёты, используемые для обучения и тренировочных полётов советских лётчиков. УТ-1, разработанный на базе модели АИР-16, использовался в годы войны в качестве лёгкого штурмовика. Суда, на которые были установлены пулемёты и подвесы, рассчитанные на 4 бомбы, сыграли большую роль в борьбе с фашистами на южном театре военных действий. Обе модификации выпускались с конца 30-х до конца 40-х гг.
  3. Первым боевым воздушным судном, разработанным специалистами КБ Яковлева, стал И-26, который в серийном производстве получил название ЯК-1. Лёгкий борт отличался улучшенными показателями скорости и маневренности. Очевидным преимуществом яковлевских истребителей являлось простое производство, которое легко можно переносить в любую деревообрабатывающую мастерскую. Наибольшее распространение «ястребки» получили в 40-е гг. На фронтах Отечественной войны воевали 40000 машин моделей Як-1, 3 и 9.
  4. В послевоенные годы одной из самых успешных разработок Яковлева стал ЯК-25, способный патрулировать границы при любых погодных условиях и обнаруживать цели на расстоянии 30 км. Он являлся прототипом для военных воздушных судов, используемых для выполнения различных тактических задач.
  5. В 60-е гг. КБ Яковлева начало работу по разработке самолёта с вертикальным взлетом и посадкой. В 1967 г. в Домодедово совершил первый полёт ЯК-36. Через 10 лет на вооружение союзных ВВС поступили усовершенствованные ЯК-38, предназначенные для взлёта с палубы авианосца. В конце 80-х гг. началась разработка сверхзвукового СВВП, но в связи с распадом СССР и отсутствием финансирования проект не был завершён.
  6. В 1951 г. конструкторы яковлевского бюро разработали пассажирский вертолет, рассчитанный на 30-40 пассажиров. На момент запуска в серийное производство воздушное судно с обозначением Як-24 являлось самым мощным вертолетом в мире. Его модификации использовались как в военном ведомстве, так и в гражданской авиации. Надёжная машина эксплуатировалась в течение 10 лет, за которые не произошло ни одного крушения с человеческими жертвами.
  7. Помимо военных машин, КБ Яковлева занималось разработкой машин для гражданских перевозок. В конце 60-х гг. появился первый советский пассажирский борт, который прошёл международную сертификацию и использовался западноевропейскими авиакомпаниями. Як-40 активно использовался на местных и международных перевозках до начала 80-х гг. На смену ему пришли Як-42. Обе модификации продолжают использоваться отечественным и зарубежными перевозчиками.
Авиаконструктор Яковлев: история отца самолетов «Як»
Вертолет Як-24

Интересно: за время эксплуатации пассажирских Яков произошло несколько десятков катастроф, унесших жизни более тысячи людей. Одной из самых известных аварий самолётов этой марки стало крушение борта 42434 в сентябре 2011 г. в Ярославле. В результате его погибли все члены местной хоккейной команды «Локомотив».

Современные разработки

Сегодня специалисты конструкторского бюро имени Яковлева продолжают традиции, заложенные основателем предприятия. Их последними проектами являются следующие модели:

  1. В 1993 г. началась разработка нового пассажирского самолёта Як-242. В связи с недостаточным финансированием проект на долгое время был заморожен. Через 20 лет он стал основой для проекта МС-21, разработкой которого занималось яковлевское КБ и авиационная корпорация «Иркут». Первый полёт новое пассажирское судно совершило в 2017 г. В серийное производство предполагается запустить несколько модификаций, различающихся длиной фюзеляжа, количеством посадочных и комфортабельностью салона. Одним из основных заказчиков нового самолёта является компания «Аэрофлот», которая заказала 85 машин. Из-за действия международных партий начало серийного производства было перенесено на 2021 г.
  2. ЯК-201 — эскизный проект СВВП, в котором были использованы передовые технические разработки. Отсутствие финансирования не позволило продолжать работу. Существует мнение, что проектные документы российских специалистов оказались в распоряжении американских конструкторов, работающих над проектом F-35, поэтому этот истребитель можно считать воплощением проекта Як-201.
  3. В 2014 г. специалисты авиационного бюро им. Яковлева приступили к разработке современного учебного самолёта, используемого для первичной подготовки военных и гражданских пилотов. С 2016 г. начались воздушные и наземные испытания опытных образцов. Основными его заказчиками являются Министерство обороны РФ, российский и белорусский ДОСААФ. Ориентировочно эти структуры получат больше 300 машин.
Авиаконструктор Яковлев: история отца самолетов «Як»
Яковлев Як-242 (МС-21)

Критика деятельности

Фигура Александра Сергеевича Яковлева вызывала неоднозначное мнение как у современников, так и у сегодняшних любителей авиации. Основной поток критики связан с доверительными отношениями, сложившимися у молодого конструктора с главой советского государства И. В. Сталиным. Современники обвиняли Яковлева в следующих событиях:

  1. Арест в октябре 1937 г. авиаконструктора Туполева. После смерти Сталина в мемуарах стали появляться мысли о причастности Яковлева к репрессиям среди авиаторов, основанных на его доносах и сведениям из книг. Следует отметить, что общение конструктора со Сталиным началось в 1939 г., то есть уже после ареста Туполева. А свои автобиографические книги, на которые ссылаются критики, конструктор писал в послевоенные годы, поэтому они не могли стать источником информации для репрессий в конце 30-х гг.
  2. Поводом для критических замечаний являлась деятельность Александра Сергеевича на посту заместителя руководителя наркомата авиационной промышленности. Недоброжелатели утверждали, что он препятствовал продвижению проектов других конструкторов. Его защитники отмечают, что Яковлев руководил опытным направлением и не мог влиять на серийное производство. Знаковым является письмо 1943 г., в котором он рекомендовал приступить к серийному производству машин И-185, разработанных в КБ Поликарпова. Несмотря на это, именно Яковлева позднее обвиняли в заморозке этого проекта.
  3. Современные критики деятельности авиаконструктора говорят об отсутствии успешных проектов в его бюро после смерти Сталина. При этом они оставляют без внимания тот факт, что в послевоенные годы КБ Яковлева справлялось с задачами, за которые не брались другие конструкторы. К ним относятся разработка самолёта с вертикальным взлетом и посадкой.
Авиаконструктор Яковлев: история отца самолетов «Як»
37874 01.12.1944 Авиаконструкторы Александр Сергеевич Яковлев (слева) и Артем Иванович Микоян разглядывают журнал. Александр Капустянский/РИА Новости

Следует отметить, что критики и недоброжелатели отражали позицию новых партийных руководителей, которые испытывали к Александру Сергеевич неприязнь. Это объяснялось нежеланием авиаконструктора подстраиваться под существующую политическую конъюнктуру и отказом поддержать критику политики Сталина.

Библиография

О непростом пути собственного становления как личности и авиаконструктора Яковлева рассказывает в своих автобиографических произведениях. К ним относятся следующие книги:

  1. Рассказы конструктора, изданные в 1950 г. В этом произведении рассказывается о событиях, произошедших в жизни конструктора до Великой Отечественной войны.
  2. Цель жизни (записки авиаконструктора) — основное произведение Яковлева, которое неоднократно переиздавалось и дополнялось при жизни автора. В нём отражаются важные события в жизни советского государства и самолетостроения, очевидцев которых стал автор, его мысли и оценочные суждения по поводу различных исторических эпох и личностей.
  3. «50 лет советского самолетостроения» — книга, в которой содержится характеристика основных этапов развития авиации в советском государстве.
  4. «Советские самолёты» — труд, рассказывающий о самолетостроении, традициях советской школы авиаконструкторов, появлении и совершенствовании реактивных и сверхзвуковых воздушных судов.

Награды и премии

Прославленный авиаконструктор был отмечен множеством орденов и наград. Среди них можно выделить следующие:

  • десять орденов Ленина;
  • шесть Сталинских премий;
  • два ордена Героя Социалистического труда;
  • офицерский Орден Почётного легиона;
  • золотая медаль Международной федерации аэронавтики.

Авиаконструктор Яковлев: история отца самолетов «Як»

Память

Личность всемирно известного конструктора самолётов увековечена в его проектах и литературных произведениях. Помимо этого, имя знаменитого советского авиаконструктора носят следующие российские объекты:

  • опытное конструкторское бюро 115, которым 60 лет руководил Яковлев;
  • машиностроительный завод «Скорость», расположенный в столице России;
  • улицы в Москве, Новороссийске и Улан-Уде.

В российской столице установлены два скульптурных портрета Александра Сергеевича. Бронзовый бюст, расположенный у главного входа в парк Авиаторов, установили в 1976 г. Генерал-полковник Яковлев изображён в военной форме со всеми регалиями и орденами. Второй бюст находится на могиле конструктора, погребенного на Новодевичьем кладбище. Мраморный портрет установлен на высокий гранитный постамент, на котором располагается его имя, даты жизни и род деятельности.
В 2006 г. были выпущены марки с изображением авиаконструктора.

Прогресс двигают вперёд увлеченные своим делом люди. Для Александра Сергеевича Яковлева создание самолётов было делом всей жизни, мечтой, путь к которой был длинным и тернистым. Но благодаря упорству и феноменальной работоспособности Яковлев создал более 100 моделей воздушных судов, которые возвели советскую авиацию на новый уровень. Сегодня бюро, носящее его имя продолжает славные традиции, сформированы в годы активной работы основателя.

Подпишись на канал Военный обозреватель в Яндекс.Дзен
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: