Камень, к которому прикладывался Христос, выдуманные горгульи и мнимые купальни правительницы Египта. Немало якобы исторических строений – обыкновенная бутафория, призванная привлекать путешественников и любителей древностей.
Лабиринт Минотавра
Многие посещали руины Кносского замка на о. Крит либо, по меньшей мере, читали про миф нить Ариадны и убийство греческим героем Тесеем жуткого чудовища Минотавра. Однако здесь имеется ряд моментов, вызывающих сомнения в том, что данный лабиринт и тот, который упоминается в мифе – одно и то же место.
Прежде всего, вполне вероятно, что сэр А. Эванс, занимавшийся раскопками руин этого замка в начале 1900-х годов, неверно провел восстановительные работы.
Реконструированная часть, попавшая на страницы множества книг, – это не подлинный вид дворца, а плод воображения самого археолога. Его фантазия могла даже близко не совпадать с тем, как выглядело здание в Минойский или Крито-Микенский исторический период.
Кроме того, Лабиринтом Минотавра может быть другой объект на острове – гигантская сеть пещер вблизи Ираклиона. Однако туда не пускают посетителей, т.к. в период войны с гитлеровской Германией здесь складировали фашистские снаряды. После Второй мировой их не увезли из пещер своевременно, а в настоящее время они покрылись ржавчиной и представляют большую опасность.
Купальни властительницы Египта
Другой знаменитый памятник архитектуры – «Купальни Клеопатры», находящиеся в Памуккале (Турция). Представительницы слабого пола искренне восторгаются именем царицы и, окунаясь в «чудесную воду», с благоговейным трепетом относятся к Клеопатре…
К несчастью, это наглядный образец исторической подделки. Египетская царица при жизни здесь ни разу не присутствовала. На дно бассейна в прошлом столетии накидали части древних колонн. Получилось весьма зрелищно. Фонтаны родниковой воды, бьющие из-под земли в соседних гостиницах, в темное время суток отключают – для уменьшения расходов на электричество.
Преисподняя и Святая земля
Порой экскурсоводы, проводя экскурсию по Иерусалиму, демонстрируют камень, к которому приложился Сын Божий, идя на Голгофу. Это неправда. Прежде всего, доподлинно никто не может сказать, по какому маршруту Сын Божий шел к месту своего распятия (эксперты по Священному Писанию предлагают разные пути Его следования).
Кроме того, за прошедшее с той поры время в 2 000 лет на Святой Земле возник огромный культурный слой. Дорога того периода, когда был распят Спаситель, находится на 10-12 м ниже уровня нынешней. До рассматриваемого камня Сын Божий дотронуться был физически не способен.
Со Святой Землей связано много непонятных моментов. В 1967 г. здесь велись сражения. Артобстрелы серьезно повредили Старый Иерусалим. В 1980-е годы его реконструировали по сохранившимся изображениям. Однако насколько подлинно – сложно сказать.
Туристы, часто приезжающие в еврейское государство, отмечают, что в Иерусалиме возводятся новые объекты, которые с годами выдаются как памятники архитектуры.
Стиль и православные церкви
Некоторые храмы современные люди привыкли воспринимать и видеть не в их изначальном виде. Иначе говоря, данные строения действительно исторические, но их первоначальный вид был совершенно другим.
Например, купола, увенчивающие Софийский собор в столице Украины, построили в XV-XVI столетиях. В тот же период в процессе масштабного переделывания храма, увеличили численность куполов – с 13 до 19.
Известную церковь покрова на Нерли в Суздальском районе Владимирской возвели в XII столетии, но имеющийся луковичный купол относится к XVII столетию. У церквей, построенных на Руси в XI-XII столетиях, имелись другие – шлемовидные купола.
Возведенный в Москве в середине XVI столетия собор Покрова на Рву также получил нынешний облик не сразу – только в конце XVII столетия. С годами у храма появилось крыльцо и обогреваемая церковь Василия Блаженного – в ней проводились службы зимой.
Данный храм функционировал ежегодно 24 часа в сутки и был доступен любому посетителю. По наименованию церкви стал называться и весь православный архитектурный ансамбль. Сейчас его знают как московский собор Василия Блаженного. Однако изначально строение не являлось полихромным.
Горгульи Нотр-дам-де-пари
В зарубежной мультипликации, снятой по сюжету произведения В. Гюго, известные каменные горгульи на кровле собора становятся живыми и взмывают в воздух. Прекрасно… Однако находились ли на крыше горгульи в XV столетии, в которые происходят события, описанные в романе?
Когда знаменитый писатель создавал роман, Нотр-дам-де-пари находился в плачевном состоянии. Произведение привлекло внимание к собору – его восстановили. Именно в то время, в XIX в., наверху храма и установили известных горгулий и химер.
Инициатором этого выступил прославленный французский реставратор и архитектор Виолле-ле-Дюк. В средневековье какие-либо монстры на крыше Нотр-дам-де-пари отсутствовали.