Прошлое бурятского народа изучено достаточно, однако о некоторых фактах из истории этой нации обычно молчат. Речь о том, как советская власть спасла бурят от неминуемого вымирания в начале ХХ века.
Угрозы для бурят
В начале прошлого столетия на Бурятию свалилось немало неприятностей. Неожиданно выросла детская смертность, а количество женщин, способных к оплодотворению пошло на убыль. В 1914-м 12% бурят болели туберкулёзом.
Однако самую главную угрозу этому народу несли венерические заболевания. 32% бурят страдали от гонореи, 52% болели сифилисом (а, например, на Ольхоне, этот недуг поразил 61% населения). Примерно в то же время сифилис наблюдался лишь у 0,7% русских. Только в некоторых военных частях этот показатель возрастал до 12%.
Злые духи
Некоторые буряты считали, что такое их положение связано с неразвитой медициной и отсутствием лечебниц. Было принято винить царя и его земельную реформу. При этом буряты не задумывались о том, что всё дело в их распущенности. Они вели беспорядочную половую жизнь, что вкупе с антисанитарией и кочевым образом жизни помогало сифилису подводить этот народ к черте вымирания.
Ещё среди бурят было принято считать, что все недуги насылают злые духи. Якобы те, кто заразился болезнью, должны быть принесены в жертву очередному божеству, и потому их не надо лечить.
Советская медицина творит чудеса
Ситуация стала ещё хуже с началом Гражданской войны и вхождения бурят в состав Дальневосточной республики. Не было централизованной системы здравоохранения, лечением занимались на местах. К 1922-му на всю Бурятию приходилось 2 больницы и 5 амбулаторий. На каждую амбулаторию приходилось по 16,3 тыс. пациентов, а на больницы – 57,3 тыс. Естественно, врачи не справлялись с такими нагрузками.
К счастью, советская власть в начале 1920-х обратила внимание на народы Сибири. В 1924-м, через год после создания Бурят-Монгольской АССР, туда поехали «венотряды» для обследования местных жителей.
Они узнали, что почти 80% начинают жить половой жизнью примерно с 15 лет, а внебрачные беременности не являются чем-то из ряда вон выходящим.
При этом больные жили вместе со здоровыми людьми, ели из одной посуды. Все люди массово не мылись и не стирались, а если было совсем тяжело – шли к ламам и шаманам. В отдельных аймаках (районах) болели больше половины семей, а около половины детей из-за сифилиса умирали, не дожив до 12 лет. «Венотрядам» пришлось не только обследовать людей, но и вести пропаганду здоровья.
Местные шаманы и ламы настраивали бурят против советских врачей – те, мол, берут у людей кровь, чтобы навести порчу. Отношение к советским докторам изменилось только после того, как они смогли поставить на ноги безнадёжно больных пациентов.
В Верхнеудинске (ныне это Улан-Удэ) стали открывать венерологические и туберкулёзные диспансеры, создали Институт гигиены. Доктора ездили с лекциями по самым отдалённым аймакам. Пропаганда велась ещё и по радио и через газеты, причём на бурятском языке. Многие молодые буряты сами отучивались на врачей и сами уже лечили своих соплеменников.
В верхнеудинском вендиспансере тогда только за 3 года было около 100 тысяч посещений (в конце 1920-х в республике жило 389 тыс. человек). Это пример едва ли не самого массового лечения сифилиса в мире. Кое-кто считает, что это был акт социальной евгеники со стороны большевиков, которые хотели поставить эксперимент на бурятах. Как бы там ни было, постыдный недуг удалось победить по всему региону.
Сифилис в РИ свирепствовал в армии, западных районах. Во время и после гражданской войны, вместе с солдатами распространился по всей территории страны. Бытовой сифилис население принимало за простуду. Прежде чем писать надо изучить вопрос, ведь все в открытом лоступе
Это шовинистическая статья! Как историк заявляю, что у бурят не было повального сифилиса. Автор манипулирует сознанием читающих, которые должны проникнутся отвращением к целому народу. Это низко. И опубликуйте мой коммент. Предыдущий вы не опубликовали.