Буковина и Галиция были в основном спокойными землями. Населявшие эти области люди редко выступали в открытую против своих утеснителей. Свое неприятие власти угнетателей они выражали в стихийном и скрытом сопротивлении.
В конце XV века угнетение шляхтой народа достигло самых крайних пределов. С этим связывают появление в Галиции и Закарпатье движения народных защитников – «опришек». Несмотря на благородные порывы новоявленных карпатских последователей Робин Гуда, интересы обиженных и угнетенных не всегда были приоритетными.
Кто такие опришки?
В анналах, относящихся к 1498 году, находятся упоминания о небольших разбойных группах, регулярно грабивших дворян, помещиков и даже влиятельных феодалов. В записях не говорится о том, куда девалось награбленное. То ли раздавали малоимущим селянам, то ли оставляли добро себе, доподлинно не известно.
Основная масса разбойников была пастухами, и гнет панов для них не был запредельно жестким, для них борьба за «справедливость» не так актуальна. Скорее всего, мотивы бунтовщиков лежали в плоскости личной наживы, но в народе «опришкам» сочувствовали и всячески помогали.
Этимология слова «опришки» не имеет единого толкования. Возможно, корнем термина является старое русское слово «оприч» (произв. – «опричник»). В современном русском языке оно означает: «кроме», «за пределами» и т. п. Другой вариант связан с польским словом «oppressor» – нарушитель. Так, или иначе, слово «опришки» произносилось в карпатской крестьянской среде с явной симпатией.
Формы, методы и средства борьбы опришек
Как свидетельствуют исторические источники, социальный состав опришков был довольно «разношерстным». В отряд «народных мстителей» мог вступить любой желающий. Социальное положение, вероисповедание или национальность не играли никакой роли. Главное нести в себе дух свободы и приветствовался добрый заряд авантюризма. С такого рода «народными мстителями» властям было непросто совладать.
Опришки в своих горах легко могли найти надежное укрытие в извилистом ущелье или неизвестной пещере. Внезапно появиться в неожиданном месте и после скоротечного дела быстро уйти потаенными тропами, растворившись в тумане гор, словно призраки.
Кроме разбоя на горных дорогах, опришки совершали стремительные налеты на усадьбы помещиков. Там, помимо ограбления они сжигали все документы, в том числе и долговые расписки, закабалящие местных крестьян.
За это крестьяне испытывали к «благородным разбойникам» особую любовь.
Разбойничье ремесло опришек было сезонным. Свои вылазки они совершали весной, летом и осенью. Зимний снег мог выдавать преследователям все передвижения опришек, и они предпочитали не рисковать.
Поэтому поздней осенью разбойнички расходились по зимовкам. С наступлением весны сбивались в новые ватаги, причем некоторые не возвращались к лихому и опасному ремеслу.
На вооружении опришек изначально были ножи, копья и луки со стрелами, потом (в XVIII веке) добавилось огнестрельное оружие (ружья и пистолеты). Как правило, многие опришки мастерски владели всяким оружием, но особой любовью у них пользовались топорики-валашки. Это было не просто оружие, а своеобразный символ, на котором опришки приносили присягу при вступлении в отряд.
Алекса Довбуш – олицетворенная вершина движения опришек
Движение опришек отметилось массовым участием в Освободительных войнах XVII века на Украине. В середине XVIII века движение карпатских народных мстителей достигло своего апогея. В народе осталось имя предводителя опришек того периода – Олексы Довбуша.
Его личность: неординарная, харизматичная стала объектом мифологизации. Деятельность Олексы Довбуша была успешной не только на поприще разбоя, но и мотивирована защитой местных крестьян от ужасающих притеснений польскими магнатами.
Долго охотились за удачливым бунтарем Олексой польские каратели. Проблему неуловимости Довбуша признавал даже коронный гетман И. Потоцкий. Погиб славный защитник карпатского народа не в лихом бою, а от пули предателя.
После гибели народного героя движение опришек пошло на спад. В конце XIX века австрийские власти Буковины и Галиции отчитались о ликвидации всех заметных очагов местного повстанческого движения.