Многим людям приходится сталкиваться с профессиональными заболеваниями. Род занятий подразумевает, что у человека будут подвергаться стрессам те или иные части тела или органы. Не являются исключением и лётчики. Опытные пилоты имеют проблемы с сердцем, позвоночником, сосудами, страдают от тугоухости. В начале ХХ века ситуация была ещё хуже, ведь тогдашняя военная авиация была всё ещё далека от идеальной, и самолёты были не слишком удобны и несовершенны с технической точки зрения.
Однако была среди пилотов времён Первой мировой войны ещё одна болезнь, о которой не принято было распространяться среди гражданских. Это заболевание – диарея. Причём как только покорители неба спускались на грешную землю, недуг сразу же отступал. Но дело тут не в боязни неприятеля и не в страхе высоты.
Самолёты времён Первой Мировой имели поршневые моторы. Вместо машинного масла там использовалась касторка. Когда самолёт находился в небе, какая-то часть этой жидкости испарялась и непременно попадала в кабину пилота. Тому ничего не оставалось, как дышать парами касторки. После этого, как правило, и случался неприятный конфуз.
А ведь касторовое масло уже очень много лет применяется в борьбе против запоров. Среди её компонентов есть сразу несколько жирных кислот – линолевая, олеиновая, рицинолевая и другие. Стоит только касторке добраться до желудочно-кишечного тракта человека, как рицинолевая кислота начинает расщепляться.
Начинается мощное раздражение рецепторов кишечника. Это становится причиной его рефлекторной перистальтики и провоцирует быстрое появление мощного слабительного эффекта. Выражаясь более простым языком, кишечник начинает опорожняться, причём происходит это непроизвольно. Сейчас это свойство касторки позволяет использовать её в медицине для излечивания пациентов с кишечными заболеваниями. Ну а в ту эпоху эффект касторки ещё не был так хорошо изучен, и потому её смело заливали в моторы самолётов.
Известный писатель из Южно-африканской республики Уилбур Смит вспоминает, что в ту эпоху лётчиков было принято называть «липкими задницами». Постепенно, впрочем, опытные пилоты догадались, что перед полётом нужно было выпить сколько-нибудь виски. Алкогольный напиток оказывал мощное вяжущее действие и помогал лётчикам летать и не опасаться неприятных конфузов. Более того, опытные воздушные рыцари обожали шутить над новичками-пилотами. Тех сразу можно было безошибочно узнать – после приземления и выхода из кабины они сразу же начинали источать омерзительный запах и пытались с покрасневшими лицами как можно быстрее и незаметнее прошмыгнуть в помывочную.
Постепенно касторовое масло вышло из употребления в самолётах. Инженеры-конструкторы смогли создать двигатели нового поколения. Для обеспечения их работы уже не нужно было заливать туда хитрую жидкость. Проблема с диареей у лётчиков окончательно ушла в прошлое, чему все они, конечно, были несказанно рады.
Таки пгавильно, в танке главное – не обосгацца