Первые морские испытания атомной бомбы дали возможность янки добиться мирового первенства…по халатному обращению с металлом, зараженном радиацией. Как это получилось – рассказано ниже.
Взорвать и посмотреть, что будет
Первое испытание ядерного оружия состоялось в пустыне, 2 следующих – над Нагасаки и Хиросимой. Все 3 были на земле. Поэтому Пентагон осенью 1945 г. задумывался над тем, каковы последствия взрыва в море для флота.
Руководство и организацию поручили ВМФ США. Для операции предоставили 3 плутониевых бомбы Мк. 3 по 23 000 т каждая. Это были аналоги «Толстяка», принесшего гибель Нагасаки. Со стороны ВМФ было выделено 5 линейных кораблей, 2 авианосца, 4 крейсера, 8 субмарин, 13 эсминцев и множество небольших судов – в общей сложности получилось 95 кораблей, в т.ч. 3 захваченных у противника.
Местом действия выбрали лагуну кораллового острова Бикини, входившего в состав захваченных у Японии Маршалловых о-вов. Операцию назвали «Crossroads» («Перекрестки»). Время проведения – лето 1946 г.
Провальный дебют
Первое испытание осуществили 01.07.1946 г. Бомбу взорвали в воздухе, но произошла досадная оплошность: пилоты промазали на 650 м. Взрыв отправил ко дну только 5 судов. При этом 3 из них потонули спустя определенное время. Другие 14 получили ущерб разной тяжести, некоторые загорелись. Львиная доля кораблей вообще не пострадала.
Основная масса продуктов распада попала в стратосферу и корабли попали под радиоактивные осадки. Наведенную радиоактивность в те годы попросту игнорировали. Поэтому уже 1 июля на получившие ущерб суда без всякой спецзащиты зашли рабочие и пожарные.
Спустя день здесь стали проводить экскурсии. Корреспонденты уныло взирали на очень небольшой, с их точки зрения, ущерб. Моряки же, напротив, радовались, что суда устояли после взрыва. Правда, они не говорили про то, что будь на кораблях команды, то матросам бы из-за радиации мало не показалось.
Новая попытка
Второе испытание организовали 25.07.1946 г. Теперь бомбу взорвали под водой, а не в воздухе. Все корабли, расположенные в радиусе 1 км от центра взрыва сильно пострадали от воздушной и гидравлической ударной волн. Потом на лагуну пришло катастрофическое радиоактивное цунами, буквально накрывшее все суда, которые уцелели после взрыва.
Неожиданно оказалось, что на подобный эффект никто не рассчитывал, включая физиков-ядерщиков «Манхэттенского проекта».
Разумеется, каждый осознавал, что взрыв атомной бомбы под водой приведет к сильному радиоактивному загрязнению окружающей среды. Однако масштаб оказался гораздо больше, чем планировалось. Что делать никто не знал.
Получившие повреждения корабли наполнялись водой через течи. Выяснив обстановку, к тем, которые показывали меньший уровень радиоактивного загрязнения, в этот же день отправили спасателей – для восстановления плавучести либо буксирования на мель.
В общей сложности в течение ближайших 6 дней с максимальным значением радиации на загрязненных судах без спецзащиты побывало примерно 4,9 тыс. человек.
Необычная очистка
Второй взрыв потопил 9 судов: 4 пошли ко дну сразу, а другие – в течение нескольких часов. Еще 3 корабля не погибли, поскольку их успели отбуксировать на мель. Около 10 маленьких судов, не подлежащих восстановлению, затопили самостоятельно.
Журналисты вновь были разочарованы результатом и через короткое время отправились восвояси. Военнослужащие начали ломать голову над тем, как поступить с кораблями, которые не потонули.
В первую очередь следовало как-то очистить их от радиации. Однако конкретного способа дезактивации никто предложить не мог. Действовали на свой страх и риск.
Начальная «очистка» осуществлялась посредством залива пеной с пожарных катеров и последующим смывом из брандспойтов. Процедура проводилась с использованием зараженной морской воды. Когда величина радиационного заражения снизилась, на суда с наименьшим уровнем излучения направили матросов со швабрами и мылом.
Военное руководство не выделило им средств спецзащиты, но отслеживало показатели радиации, с учетом которых определялась дневная продолжительность работ на определенном корабле. Следует отметить, что в те годы безопасные нормы облучения значительно превышали современные.
Никакого эффекта подобная «дезактивация» в конечном счете не принесла.
Заключение
До последних чисел августа оставшиеся корабли переправили на Кваджалейн. Часть отбуксировали, а некоторые приплыли собственным ходом, с минимальными аварийными командами. Множество десантных кораблей и эсминцы никуда не транспортировали. Они ждали решения военного руководства.
Большие военные суда задумали очистить от радиации в более подходящей обстановке. Пара зараженных линейных кораблей прибыла в Перл-Харбор, а субмарины и крейсеры – на 4 больших верфи военно-морских сил Тихого океана.
Следующие 1,5 года их добросовестно пытались очистить от радиационного загрязнения. С судов удалили деревянные части и краску. Запчасти из цветных металлов обработали едкими кислотами, проводили опыты и с иными химическими веществами. Наконец, к декабрю 1947 г. решили, что это бесполезное занятие.
В 1948 г. артиллерия и торпеды уничтожили их в качестве учебных целей.