В феврале 1944 года белорусские партизаны готовятся к отражению операции немецких войск названной фашистами «Праздник весны». Целью операции было уничтожение партизанского движения, доставлявшего немало хлопот и приковывавшее к себе значительные силы так необходимые вермахту на восточном фронте.
Незадолго до начала кровопролитных боев и предполагаемого ужесточение карательных мер по отношению к гражданскому населению, партизаны приняли решение вывезти воспитанников детского дома №1 города Полоцка сначала на контролируемую ими территорию, а затем дальше, на «большую землю».
Дело в том, что немецкое командование с присущим ему цинизмом решило сделать детей этого детдома донорами крови для своих раненых солдат. Партизаны такого допустить не могли, и 154 воспитанника от 3 до 14 лет они уводят вглубь партизанской зоны. Но и там дети находились в большой опасности в связи с началом немецкого «Праздника весны».
Операция «Звездочка»
Чтобы вывезти детей на «большую землю», в тыл врага советское командование направило к партизанам легкие ночные бомбардировщики По-2 и более вместительный Р-5. Эти самолеты хоть и обладали довольно маленькой скоростью, но, имели возможность максимально незаметно преодолевать линию фронта, что было очень важно для выполнения поставленной задачи.
Самолет Р-5 пилотировал опытный летчик Александр Мамкин, совершивший немало полетов за линию фронта, а спасательную операцию назвали «Звездочка». Для того чтобы за один рейс взять на борт больше пассажиров, самолеты Мамкина и его товарищей летели без штурманов. На самолете Мамкина за один рейс можно перевезти всего 10 маленьких пассажиров, воспитательницу и двух раненых партизан.
Беспримерный подвиг
Это был девятый рейс Александра Мамкина с детьми. В качестве взлетно-посадочной полосы использовалось замерзшее озеро Вечелье, но этот временный аэродром скоро растает, и летчики торопятся. Остается только несколько вылетов. Заполненный детьми самолет Мамкина взлетает и через считаные минут попадает под обстрел немецких зениток.
В результате попадания самолет загорелся. Летчику удается сбить огонь и продолжить полет.
До линии фронта всего несколько километров и кажется, что самое страшное кончилось и дети спасены, но в этот момент самолет Мамкина атакуют немецкие истребители. Пробит бак и самолет снова загорается. Потушить пламя уже невозможно, а летчика буквально поливает огненным душем. По всем инструкциям он должен покинуть машину, но за спиной дети и Мамкин через оплавленные очки ищет место для посадки.
Еще немного и прогорит перегородка, отделяющая маленьких пассажиров от бушующего пламени, а на детях начала тлеть одежда. Невероятным усилием воли горящему летчику удается приземлиться на советской территории.
Вот что рассказывает воспитатель Валентина Латко, летевшая вместе с детьми: «Мы начали оттаскивать детей быстро, выхватывать. И когда вытаскивали, на некоторых уже горела одежда и только мы их оттащили, то взорвался бензиновый бак, и огонь охватил весь самолет». Александр умер через 6 дней. Ему было 27 лет.
Память
В деревне Труды Полоцкого района Республики Беларусь, неподалеку от места, где приземлился Мамкин, сегодня стоит памятник в виде самолетного крыла. В самой деревне есть небольшой музей, где до сих пор хранятся фрагменты и части самолета со следами того страшного пожара.
Всего за время многодневного второго этапа операции «Звездочка» Александр Мамкин вывез более 90 человек — детей, воспитателей и раненых партизан. За беспримерный подвиг был посмертно представлен к званию Героя Советского Союза. По неизвестным причинам ни звания, ни награды за последний подвиг присвоено не было.
надо больше таких публикаций ,не только в связи с юбилеями…
Всегда читаешь, смотришь документальные фильмы ВОВ – узнаешь всё новые подвиги, и сколько их ещё неизвестных и они ждут памяти нашей вспомнить, не забыть о них, это наш долг перед ними. С публикацией этой статьи хотелось бы, чтоб дошел долг признания этого подвига летчика Великой Отечественной Войны Александра Мамкина.
Надо его имя присвоить новому гражданскому авиалайнеру. Например тому же МС-21. (В некоторых авиакомпаниях самолёты имеют собственные имена, например в “Аэрофлоте” )