К началу Великой Отечественной войны военно-морской флот СССР, и в частности подводный флот, проходил период своего становления. Первые советские инженеры, подводные лодки, их первые командиры. И это несмотря на то, что к тому времени подводное судостроение в России имело более чем двухвековую историю.
Исторический экскурс
Еще в 1718 году русский крестьянин Ефим Никонов создал проект потаенного судна. В 1734 году генерал-адъютант Карл Шильдер построил и успешно испытал первую в мире подлодку с цельнометаллическим корпусом. А в 1880 году субмарина инженера Дживецкого также прошла испытания и была запущена в серийное производство.
В 1908 году на воду была спущена подлодка инженера И. Г. Бубнова «Минога» — первая в мире дизель-электрическая субмарина на долгие годы определившая развитие подводного флота. Подводная лодка неплохо проявила себя во время Первой мировой войны.
Великая Отечественная война 1941-1945 года
В годы первых пятилеток усилиями советской промышленности было создано и передано ВМФ РККА 200 подводных кораблей различных серий и модификаций. Учитывая уже стоявшие на боевом дежурстве и вновь прибывшие субмарины, в начале войны ВМФ СССР располагал 218 боевыми подводными кораблями. От огромных крейсерских серии К, до подлодок серии М — маленьких и маневренных.
Все подлодки были распределены по флотам: Северному, Балтийскому, Черноморскому и Тихоокеанскому, причем в 1942 году, ввиду не вступления в войну Японии, 4 субмарины новейшей на то время серии «С» совершили беспримерный переход из Владивостока на Тихом океане в Мурманск на Северный флот, где субмарин катастрофически не хватало.
Боевые потери подводного флота
Обычно в исторической литературе приводится цифра 81. Но необходимо отметить, что это количество подводных лодок, уничтоженных Германией и ее союзниками в период с 1941 по 1945 годы. Однако, количество потерь несколько больше. 1 субмарина была потеряна в период советско-финской кампании, которая также относится к понятию «Вторая мировая война», 1 лодка была потоплена японцами в августе 1945 года. Итого: 83.
8 были уничтожены собственными экипажами в критической ситуации 1941 года. 1 была закуплена в Великобритании и при переходе в Мурманск погибла. 14 субмарин различной степени готовности остались на стапелях судостроительных заводов Ленинграда, Николаева и Прибалтики.
Интересен тот факт, что 3 затонувшие подлодки были подняты и восстановлены. Впоследствии они также принимали участие в боевых действиях.
Имели место и трагические случайности. Так в сентябре 1944 года советский самолет ‒ торпедоносец атаковал и потопил свою же подлодку. 22 октября 1942 года в 11 часов 15 минут по местному времени радист одной из группы лодок, совершавших переход из Владивостока на Балтику, принял радиограмму: « погибаю от…» дальше связь прервалась. Позже американцы заявили, что русская субмарина была потоплена японцами, принявшими ее за американскую. Но есть и другая версия: ошиблись сами американцы.
Сложно переоценить вклад подводного флота СССР в победу над фашистской Германией и ее союзниками во время Второй мировой войны. Тысячи тонн военных грузов, десятки тысяч живой силы противника отправили на дно морей и океанов доблестные подводники. Как в любой войне, были и потери. До наших дней судьбы многих моряков-подводников неизвестны. Ведь субмарины погибая, часто уносят свои экипажи в неизвестность.