В истории военно-морского флота видное место занимают ракетные суда с подводными крыльями. Ниже приведен краткий обзор, посвященный характеристикам, вооружению и истории зарубежного катера «Спарвьеро» и отечественного малого ракетного судна МРК-5.
Катер на подводных крыльях «Sparviero» («Спарвьеро»)
Америка и Италия были единственными государствами Североатлантического альянса, в составе военно-морского флота которых присутствовали ракетные катера с подводными крыльями. Образец катеров «Sparviero» появился благодаря стараниям фирмы «Alinavi» на основе катера проекта «Tucumcari» компании «Boeing» (США). Ведущий катер был создан в промежутке 1971-1974 гг., а в период 1980 – 1983 гг. увидели свет еще 6 суден. Они обладали монтированной системой подводных крыльев, созданной «Boeing». В состав последней входили 1 крыло впереди и 2 в задней части судна.
Перемещение на подводных крыльях осуществлялось посредством водометного движителя и газотурбинного мотора, а в водоизмещающем режиме – с помощью дизельного мотора. Каркас и надстройка судна – алюминиевые. Несмотря на сравнительно маленькую дальность плавания и довольно скудное оснащение оружием, катера взял на вооружение итальянский боевой флот. Суда оказались полезными для контроля за прибрежными водами государства.
Вооружение «Sparviero» включало универсальную 76-мм АУ «ОТО-Мелара» и ПКР «Тезео» МК 2. Протяженность полета ПКР достигала полторы сотни километров. В связи с этим при стрельбе на предельное расстояние для помощи в построении траектории полета ракеты был необходим воздушный транспорт (вертолет). От ведущего иные катера отличались модернизированной РЯС ОНЦ, оборудованной системой распознавания своих и чужих объектов. Последнее судно типа «Sparviero» было выведено из действующей армии в 1999 году.
Малый ракетный корабль МРК-5
Судно обладало водоизмещением 432 тонны. Его габариты составляли 56,6 м в длину и 10,2 м в ширину. Протяженность плавания – семьсот миль при скорости в 45 узлов. Боевое оснащение включало 2х2 пусковых орудия ПКР «Малахит» (четыре ракеты П-120), 1х2 ПУ зенитно-ракетный комплекс «Оса-М» (20 снарядов) и артиллерийское орудие АК-630.
Мысль об уменьшении гидродинамического сопротивления посредством поднятия корпуса корабля из воды была популярна среди создателей судов военного флота уже давно. На рубеже 1940-х и 1950-х годов осуществлялось тестирование малопогруженных крыльевых приспособлений на однокрылых судах (например, М123бис, 183 ТК, 206 М и других), а также на 2-крылых катерах (пр. 125 и 125 А). Однако эти испытания успехом не увенчались.
Впрочем, идея не исчезла, и в конце второй половины 1950-х годов она снова приобрела актуальность. Благодаря совершенно иному инженерному и теоретическому подходу к ней, стало возможным создание и тестирование небольшого торпедного судна с носовым малопогруженным крылом и стабилизаторами, расположенными по бокам. Наряду с этим появился опытный образец катера с аналогичным крылом и управляемой транцевой плитой. Использование такой плиты улучшило маневренность судна в процессе быстрого перемещения по неспокойному морскому пространству.
На практике малопогруженные крылья плохо проявили себя при движении по морю. В 1950-1960-е годы популярной идеей стало оборудование кораблей и катеров глубокопогруженными подводными крыльями с автоматическим контролем силы подъема.
Продолжение работы по созданию малого ракетного судна привели к тому, что экспериментальный корабль пр. 1240 «Ураган», созданный в ЦМКБ «Алмаз» Санкт-Петербурга, спустили на воду уже в 1973 году. Судно прошло тестирование в 1976 году и вошло в состав флота в конце 1977 г. Через 2 года, осенью 1979 г., корабль оказался в Севастополе и поступил на вооружение 166-го дивизиона ТКА 41 Отдельной бригады ракетных катеров.
Корабль обладал внушительным боевым оснащением, а также автоматическим артиллерийским орудием АК-630, для которого была характерна высокая скорость стрельбы.
МРК-5 был быстрым и хорошо вооруженным, но оказался трудным в использовании.
В 1990 году судно вывели из состава российского флота. Спустя 2 года оно прекратило свое существование в Севастополе, так как его разделали на металлолом.
Данным кораблем руководили капитан-лейтенанты В.Е. Кузьмичев и Н.А. Гончаров, а также капитан 3-го ранга – Э.В. Ванюхин.