В 1942 году, когда гитлеровская Германия оправилась от зимнего контрнаступления РККА, командование Вермахта поняло, что на Москву пробиться не получится. За время передышки советские войска серьезно окопались и возвели глубокоэшелонированную оборону.
Тогда немецкому командованию пришла мысль перекрыть СССР доступ к Бакинской нефти и направить весь поток сырья в «фатерлянд». С этой целью многочисленные формирования направились в сторону Сталинграда, чтобы одновременно унизить главнокомандующего СССР, захватить стратегически важный пункт и перекрыть Волгу, по которой нефтепродукты шли в тыл.
Сражение за город началось 17 июля 1942 года продолжалось более чем полгода. Причем финальная часть операции «Уран» проходила зимой 1942 – 1943 гг.
Именно тогда советские войска окружили армию фельдмаршала Паулюса и организовали блокаду фрицев в городе. Именно Битва за Сталинград считается переломным моментом в истории Великой Отечественной войны и именно в честь этого легендарного события в 1967 году открылась одна из самых высоких статуй в мире – «Родина-мать зовет!»
Постройка монумента «Родина-мать зовет!»
Монумент занимает центральную часть в композиции на Мамаевом кургане и достигает в высоту 85 метров. Долгое время «Родина-мать» занимала первое место в мире, как самая высокая статуя. Ее даже занесли в книгу рекордов Гиннеса. И только спустя 22 года построили более высокий монумент. На настоящее время «Родина-мать» держится на 11 месте.
Интересно, что по задумке архитектора Вучетича статуя не была одинокой. Вместе с ней планировали возвести статую солдата, преклонившего колено перед женской фигурой.
Вдобавок вместо меча в руке должен был быть красный флаг. Однако от солдата отказались по банальной причине – его не успевали достроить. С флагом получилось немного иначе. Он создавал сильную парусность. Проще говоря, работал наподобие паруса, что сильно сказывалось на устойчивости конструкции.
Еще пара фактов о памятнике «Родина-мать»
Также изначальный вариант имел меньшую высоту, но Никита Хрущев настоял на увеличении статуи. По-другому представлял архитектор и меч. По задумке Вучетича его облицевали титановыми плитами, которые давали яркие блики.
Но и тут также вмешалась природа. Дело в том, что плиты подогнали неплотно и ветер проходя сквозь эти зазоры создавал неприятный шум. Кроме того, опять же создавался эффект паруса. Поэтому плиты сняли.