Пропажа в неспокойных водах Южной Атлантики аргентинской субмарины «Сан Хуан» лишний раз напомнило всем, что работа подводника очень опасна. Крупные водоемы регулярно поглощают творения рук человеческих. Ниже представлен обзор самых крупных и драматических инцидентов с участием субмарин в мирное время, когда гибла вся команда.
USS Thresher: забранные Атлантикой
Америка, 1963 год
Ведущая субмарина нового проекта отправилась на тестирование прочности каркаса на максимальной глубине. Команда и гражданские эксперты были в постоянном контакте со спасательным кораблем «Skylark» (Скайларк). Когда подлодка погрузилась на глубину 360 м, в связи с ней начали возникать помехи.
Thresher сообщил, что имеет дифферент на заднюю часть судна и старается продуть цистерны. Через 4 мин. спасательный корабль получило сообщение «900N», по одной из версий – это был лаконичный ответ на вопрос о положении на подлодке: 900 из 1000 баллов значило, что субмарина терпит катастрофу, где N – потеря контроля команды над ситуацией.
По прошествии нескольких секунд поступило сообщение «максимальная глубина…», потом раздался треск сжимаемых переборок – и судно исчезло навсегда, мгновенно сжатая огромной толщей океана на глубине свыше 720 м. Дно океана стало могилой для 126 членов экипажа.
Причина трагедии, судя по всему, кроется в неполадках в функционировании реактора и образование льда в системе продува цистерн, помешавшие осуществить аварийное поднятие на поверхность.
К-129: тайна Холодной войны
Советский Союз, 1968 г.
Дизель-электрическая субмарина проекта 629А (Гольф 2 по классификации Североатлантического Альянса) стала причиной гибели 98 подводников. С ними утонули МБР и торпеды с атомными боеголовками. Трагедия случилась в 750 милях севернее Гавайских островов.
Точная причина инцидента остается загадкой и сейчас: руководство советского военно-морского флота объявило, что подлодка погибла из-за неполадок шноркеля, но отнюдь не все верят в это.
Есть и иная версия: субмарина затонула по причине самопроизвольной активации двигателей ракет Р-21.
В США столь сильно заинтересовались случившимся, что разработали засекреченную операцию Azorian и в 1974 г. смогли достать переднюю часть подлодки с глубины свыше 5,6 км. Ключевую роль в данной операции сыграло единственное в своем роде судно для работ на большой глубине «Glomar Explorer», разработанное и созданное по желанию олигарха Г. Хьюза (официально – для геологоразведки).
Обнаруженные в носовой части трупы 6 русских подводников американцы предали воде с боевыми почестями, а 2 атомные торпеды отправлены на исследование экспертам.
Таинственная катастрофа К-129 стала причиной появления множества конспирологических теорий: от случайного тарана американской подлодкой «Свордфиш» в процессе исполнения маневра «Сумасшедший Иван» – регулярной и внезапной перемены курса для выявления сидящей на хвосте субмарине, движущейся в мертвом секторе эхолокаторов – до попытки советских моряков провести атомную атаку по Пёрл-Харбору.
Тайна «Скорпиона»
Америка, 1968 г.
Через 2,5 мес. после катастрофы К-129 вблизи Азорских островов пошла ко дну подлодка USS Scorpion типа Skipjack c 99 подводниками. Звуковые станции засекли громкий треск уничтожения крепкого корпуса. Исследование частей АПЛ не помогли прийти к точному заключению о причинах ее гибели.
Скорее всего, это произошло из-за детонации торпеды и возгорания. Они привели к потере контроля над субмариной, из-за чего та погрузилась на чрезмерную глубину. Хотя и тут нашлись сторонники конспирологических теорий. Есть версии о потоплении «Скорпиона» русскими кораблями, когда подлодка пыталась провести слежку за секретными учениями советского флота…или что гибель АПЛ США – возмездие за предполагаемое уничтожение К-129.
В целом 1968 г. был черным для субмарин: еще до катастроф с К129 и Scorpion исчезли и не обнаружены до сих пор подлодки «Минерва» (Франция, 52 подводника) и «Дакар» (Израиль, 69 утонувших моряков).
«Eurydice»: сохранилось только название
Франция, 1970 г.
В солнечный день в Средиземном море на траверзе мыса Камарат недалеко от Сен-Тропе по поверхности расползлось пятно масла. Сильный взрыв на борту, который засекли звуковые станции, стал причиной гибели дизельной французской субмарины «Эвридика» и 57 моряков.
Активные розыски итальянскими и французскими спасателями не привели к нахождению каркаса подлодки, только его отдельные части, в т.ч. обломок каркаса с наименованием утонувшей субмарины. Судя по всему, произошла детонация в торпедном отсеке, приведшая к гибели подлодки.
«Курск»: драма 9-го отсека
Российская Федерация, 2000 г.
«Смерть авианосцев», ядерный ракетоносец «Курск», несший крылатыми ракетами «Гранит», принимал участие в учениях в Баренцевом море. Детонация торпеды в носовой части субмарины вызвала возгорание, частичное затопление и утрату контроля над «Курском», засевшем на мели на глубине в 108 м.
Все старания выручить оставшихся в оставшемся на поверхности 9-ом отсеке 23 подводников были тщетными – как выяснилось позднее, все моряки скончались в течение 8 ч из-за угарного газа.
Каркас субмарины подняли и внимательно исследовали, но в заключение комиссии о детонации торпеды поверили не все. Катастрофа «Курска» породила множество конспирологических теорий: от столкновения с подлодкой США Toledo и торпедной атаки отечественной субмарины АПЛ Соединенных Штатов «Мемфис» – до случайного поражения «Курска» «Гранитом» с корабля «Петр Великий». Так или иначе, жертвами трагедии стали 118 русских подводников.
№ 361: субмарина-фантом
Китай, 2003 г.
Подлодка «тип 035» (по классификации Североатлантического альянса Минг-класс) принимала участие в учениях флота Поднебесной в Бохайском заливе в Желтом море.
Первоначально на пропажу судна никто не обратил особого внимания: по плану субмарина должна была уйти на глубину и спрятаться так, чтобы ее не смогли засечь. Однако при погружении дизель не отключился – и запасы воздуха быстро кончились. Подводникам не хватило времени на то, чтобы подняться наверх.
Плавающую субмарину-фантом с погибшей командой нашли рыболовы, сеть которых зацепила перископ. Жертвами катастрофы стали 70 моряков, в т.ч. курсанты военно-морского училища.