Георгий Тимофеевич Береговой появился на свет в 1921 г. и с детства мечтал стать летчиком. Кружок авиамоделистов в школьные годы, затем аэроклуб после работы на Енакиевском металлургическом предприятии. Потом мобилизация в ряды вооруженных сил и авиационную школу в Ворошиловграде.
На войне, в штурмовом авиационном полку, он оказался летом 1942 г. в чине сержанта. Юные пилоты на Ил-2 в то время гибли в воздухе десятками, не успев осуществить приличного количества боевых вылетов. В одном из первых же вылетов для нападения на вражеские поезда его машину подбили с земли. Юный летчик едва смог совершить экстренное приземление. После 4-х суток путешествия Георгий Тимофеевич возвратился в свое подразделение, где его уже не чаяли увидеть живым.
В Великую Отечественную летчика подбили еще 2 раза. Один раз он упал на нейтральной полосе – ему помог своевременно подъехавший внедорожник. А в другой раз он и его бортстрелок смогли катапультироваться из пылающего самолета за мгновение до взрыва. С тех пор он не жаловал прыжки с парашютом.
Георгия Тимофеевича в воздухе оберегали не только везение и мастерство летчика, но и ум. Он скрупулезно просчитывал каждый вылет и готовил к полету свой экипаж. За свой талант командира эскадрильи он получил 2 ордена – Александра Невского и Богдана Хмельницкого.
Осенью 1944 г. ему присвоили звание Героя СССР.
После войны в 1948 г. Береговой стал пилотом-испытателем на реактивных самолетах.
Полеты в безвоздушном пространстве
О космосе Георгий Тимофеевич начал думать тогда, когда его сослуживцы и ровесники задумывались о предстоящем выходе на заслуженный отдых. В группу астронавтов он попал со 2-ым набором, войдя в команду последним. Его включили отдельным распоряжением спустя год после основного – в начале 1964 г.
Второй набор космонавтов выделялся тем, что туда попали люди с продолжительным опытом, образованием. Здесь Г.Т. Береговой отличался возрастом, чином и числом государственных наград. Долгое время комиссия размышляла стоит ли вообще зачислять его в ряды космонавтов, т.к. возраст, самочувствие и физическая подготовка говорили не в пользу кандидата. Бывший летчик приложил максимум усилий и получил «добро» на полет в космос.
Сначала Береговой участвовал в подготовке по программе «Восход», представлявшей собой 3-местный вариант космического корабля, на котором совершил полет Ю.А. Гагарин. Но программа была прекращена за отсутствием перспектив уже после 2 полета. В космос он отправился спустя больше 4-х лет.
За этот период проходили многократные испытания «Союзов». Шло соревнование с американцами в плане освоения космоса. На «Союзе-1» в 1967 г. погиб В. Комаров.
Позднее после серии удачных запусков непилотируемых космических кораблей снова начались разговоры об отправке космонавтов.
Во время беспилотных запусков удалось получить ощутимые результаты: произошло первое в истории соединение 2-х кораблей в полноценном автоматическом режиме. Однако теперь необходимо было повторить это в ручном режиме. Именно в этом и заключалась задача Георгия Тимофеевича.
Сначала, 25.10.1968 г., в космос отправился беспилотный «Союз-2». Спустя 24 ч полетел «Союз-3», управляемый Г.Т. Береговым. «Союз-3» после выхода на земную орбиту оказался в 11 км от «Союза-2». Автоматические системы в короткий срок приблизили космические суда на расстояние в 0,2 км, необходимо было вручную соединить их друг с другом. Однако автоматика непилотируемого судна постоянно уводила в сторону, чтобы не произошло столкновение. В итоге корабль Берегового израсходовал чересчур большое количество горючего и последующие попытки состыковаться отменили. Спустя 5 дней после вылета космонавт успешно приземлился.
Причина неудачи крылась отчасти в ошибке Берегового, очень сильно довернувшего «Союз-3», а отчасти в плохо проработанной программе полета. В закрытых документах полет назвали неудавшимся, но в отечественных СМИ говорили о новой победе СССР в освоении безвоздушного пространства. Космонавта наградили 2-ой звездой Героя Советского Союза и присвоили чин генерал-майора. Однако в космос его впредь не отправляли.
Руководитель
В 1972 г. Георгий Тимофеевич встал во главе центра тренировки космонавтов и занимал данный пост свыше полутора десятка лет. Он подготовил 2 поколения исследователей безвоздушного пространства, прежде чем умер в 1995 г.