СССР усиленно готовился к ведению «большой войны», поэтому мировая наука и военное дело получили интересные модификации техники. К ним относится и танковая машина КВ-2, которая вообще не классифицировалась на момент схода с конвейера. Модель, вселявшая в противника ужас, не выдержала натиска военных лет, и штурмовой танк вызывает удивление.
История создания танка КВ-2
Танк модификации КВ-2 с расшифровкой аббревиатуры «Клим Ворошилов» серийно выпускался с 1939 по 1943 гг. Тяжелая боевая машина изначально называлась «с большой башней». Старт разработок вызвала необходимость в мощном вооружении для прорыва через фортификации линии Маннергейма в период войны с Финляндией (1939-1940 гг.).
На тот момент парк бронетанковых войск РККА был многочисленным, но представлен исключительно легкими моделями линейки БТ. При маневренности и легкости техника отличалась слабой бронезащитой, поэтому Военным Советом Северо-Западного фронта принято решение об усилении вооружения тяжелой машины. Планировалось установить гаубицу с калибром 152 мм.
Задача была поручена СКБ-2 Кировского завода в г. Ленинграде. Всего за несколько суток команда конструкторов в январе 1940 выполнила проект. Коллектив Ж. Котина трудился в казарменном режиме по 16-18 часов. В итоге они принципиально изменили конструкцию башни, изготовив ее из 75-мм плит. Толщина 4-х стенок составляла 7,5 см, крыши — 3 см, маски орудия — 110 мм. Новая башня привела к повышению массы до 52 т.
Тяжелый танк имел вооружение из 1-го орудия и 3-х пулеметов. Калибр гаубицы равнялся 152 мм, что стало причиной смещения центра тяжести. Танкисты постоянно контролировали крен — при перекосах электрических поворотник мотора башни просто не действовал.
Дополнительные оружейные части машины включали 3 пулемета ДТ, причем, один спаривался с пушки. Два — находились на шаровых установках лобового листа корпуса и задней стены башни. Боекомплект подавался из дискового магазина и насчитывал 3087 патронов в целом.
Модернизация вооружения КВ требовало увеличения численности бойцов. Внутри машины находилось 6 членов экипажа — командир, наводчик, замковой (помощник наводчика), механик-водитель, его помощник и радист-стрелок.
Интересно знать! Наводчик с помощников стали выполнять задачи одного заряжающего.
Рождение и боевое крещение танка
К первым опытным стрельбам тяжелый танк приступил 10 февраля 1940 года на траншейном стенде Кировского завода. С ходовкой проблем не было, но дульная крышка сорвалась с креплений и отлетела в сторону. Так, конструкторы приняли решение о ее демонтаже. Новая модификация без механизмов закрытия тестировалась недолго.
17 февраля на фронт отправили два прототипа. Качество действия бетонобойных снарядов проверили на укреплениях линии Маннергейма. После русско-финской войны военные высказали мнение о необходимости новой компоновки башни. В середине 1940 года СКБ-2 доработало ее форму.
Танк модификации КВ2 получил меньшую по высоте башню, прямоугольные лобовую и бортовую плиты. Орудийная маска также подвергалась модернизацию. Военные были довольны результатом — бронемашина оказалась мощной, защищенной и удобной в эксплуатации.
За ноябрь 1940 — июль 1941 года изготовлено 167 единиц. В распоряжение Красной Армии первые модели поступили в конце 1940-го. 24 машины дислоцировались в Прибалтийском ВО, применялись для поддержки тяжелых самоходных систем. На июнь 1941 года эксплуатировали 134 единицы, 89 из которых находилось в Киевском особом военном округе.
Боевое крещение советские машины получили около Дубисы. Немцы в период Великой Отечественной войны были шокированы КВ2. Советские танки никак не реагировали на обстрел из орудия 105-мм и даже 150-мм калибра. Правда, большинство из них выбито при регулярных атаках Pz Kpfw IV.
Интересно! По воспоминаниям маршала Жукова, танкисты в первые дни войны использовали любые снаряды 152-мм калибра, в том числе и бетонобойные.
Описание конструкции тяжелого танка КВ-2
Танк отличался сварным выполнением брони. Конструкторы использовали катаные плиты 20, 40, 55 и 75 мм в толщину для равнопрочной противоснарядной защиты. Серийные модели выпускались с двумя вариантами башни — изначальной МТ-1 и пониженной с меньшим весом. Внешне их можно различить по оконечностям лобовой части: у МТ-1 скуловые бронеплиты под наклоном, у «низкой» версии — по вертикали. Для сварки башен использовались катаные бронеплиты толщиной 75 мм.
«Пониженный» вариант башни имел около кормовой створки шаровую систему под пулемет. Саму башенную часть ставили на погон 1535 мм в диаметре в крыше и фиксировали захватом для предотвращения крена или переворачивания.
Двигатель
На KV-2 устанавливали V-образный 12-цилиндровый четырехтактный дизельный мотор В-2К со следующими характеристиками:
- мощностью 500 лошадей или 382 кВт;
- скоростью вращения — 1800 об./мин;
- пуском от стартера мощностью 15 л.с.;
- возможностью запуска от сжатого воздуха из 2-х 5-литровых емкостей;
- объемом топливных резервуаров от 600 до 615 л (находились в боевом и моторно-трансмиссионном отсеках).
Интересно! В дальнейшем мощность двигателя была доведена до 600 л.с./445 кВт.
Трансмиссия
Модель имела трансмиссию с механическими приводами, состоявшую из:
- многодискового главного фрикционного трения по типу «сталь по феродо»;
- КПП тракторного типа с 5-ю ступенями;
- 2-х многодисковых бортовых фрикционов с трением по типу «сталь по стали»;
- 2-х бортовых планетарных редукторов;
- ленточных тормозов плавающего типа.
В режиме эксплуатации советские танкисты отмечали ненадежность трансмиссии при перегрузке. Это было свойственно технике, выпущенной в период войны.
Ходовая часть
Тяжелый танк оснащался индивидуальной торсионной подвеской с внутренней амортизацией. Она ставилась на каждый из 6-ти двускатных катков на каждом борту. Напротив катков располагались ограничители движения балансиров.
У ведущих колес были съемные зубчатые венцы цевочного зацепления сзади и ленивцы — в передней части. Для удержания верхней ветви гусеницы по каждому борту находилось 3 малых катка с обрезиниванием.
Гусеница включала от 86 до 90 траков с одним гребнем, расположенных на ширине 70 см. Шаг траков равнялся 160 мм. Для натяжения задействовался винтовой механизм.
Электрооборудование
Проводка — однопроводная, в качестве второго провода задействуется бронекорпус. Рабочее напряжение оборудования составляло 24 В и подавалось от генератора, регуляторного реле мощностью 1 кВт и 4-х АКБ с последовательным соединением.
Основными энергопотребителями были:
- электрический мотор вращения башни;
- освещение — наружное, внутреннее, подсветка шкал измерения и прицелов;
- наружная звуковая сигнализация;
- сигнализационная цепь десант — экипаж;
- амперметр и вольтметр;
- системы связи — радиостанция и танковый переговорник;
- моторная электрика — стартер и пусковое реле.
На заметку! Для аварийного освещения применялась двухпроводная цепь.
Средства наблюдения и прицелы
Обзорность танка была неудовлетворительной при хорошем качестве прицельной группы.
Наблюдение
Командир осматривал местность через панораму ПТК, находящуюся в башне. В боевых условиях водитель применял смотровой прибор с триплексом, закрытым бронезаслонкой. Он находится в бронированном люке пробке на лобовой бронеплите. Вне боя люк-пробка перемещался вперед для удобства обзора.
Прицельные приспособления
Конструкторы не долго решали, какую прицельную систему поставить на пушку, и как потом все это ставить на тяжелый КВ-2. Ведение огня осуществлялось из 2-х орудийных прицелов. Стрельбу прямой наводкой реализовывал ТОД-9. С закрытых позиций в бою применялся перископический ПТ-9. Для защиты головки прицела-перископа использовался бронеколпак.
Ведение огня в ночное и вечернее время облегчала подсветка прицельной шкалы. На курсовой и кормовой пулеметы иногда ставили прицел 3х от снайперской винтовки Мосина.
Средства связи
Разговоры с внешними абонентами велись на коротковолновой радиостанции 71-ТК-3. Внутреннее переговорное устройство ТПУ-4-Бис могло использоваться для переговоров 4-х членов экипажа в условиях шума. В бою часто подключали шлемофон (головной телефон + ларингофон) к внешней радиостанции.
Чертеж
На чертеже видно, как танки выглядят схематически — на КВ-2 в общей сложности было 32 узла.
«Русский Голиаф» 1941 года отличался от модели, выпущенной в 1940 году по типу крепления брони (болты), наличию гужонов на бортиках (по 7 шт. спереди и сзади), вырезам под болты слева и справа маски пушки.
Предыдущая версия имела приварную бронировку крыши, сварное крепление передних и задних листов на бортики «в замок». Вырезы для болтов на маске орудия отсутствовали.
Боевое применение танка КВ-2
Впервые машину задействовали в период войны СССР и Финляндии. Точнее, его создали специально для фортификации укреплений по Маннергейму. Штурмовой танк отлично выполнил свою задачу. На Карельском перешейке он казался стальным монстром, и в условиях ослабления финской армии — достаточно эффективным.
При наступлении советские КВ быстро преодолевали точки ведения огня, устраняли перекрытия из бетона, и «косили» подразделения пехоты.
После принятия на вооружение РККА в конце 40-го танк стали выпускать серийно. На середину лета 1941 года в Прибалтийской и Западном военных округах эксплуатировалось почти 200 «Голиафов». После первых наступлений немцев практически все они потеряны.
Причина утрат — в отсутствии техники для обслуживания и условий боя. Машины годились для наступления в качестве штурмовиков, Красная Армия с начала войны вела оборонительные сражения. Танкисты полностью или частично окружались противником, который не мог пробить броню толщиной 75 мм даже из средних PzKpfw-III и PzKpfw-IV.
Таковые части просто не умели эксплуатировать советские левиафаны — технику отдали сразу же, без подготовки и обучения экипажа. При отсутствии боеприпасов и топлива люди оставляли машины прямо на поле боя. Основная часть потеряна по техническим причинам, авиация и тяжелая артиллерия Германии уничтожила меньше 1/3.
Боевая служба в Великой отечественной войне
Первое документально свидетельство немецкой военной техники и советского «Голиафа» датируется 23 июня 1941 года. Фашисты были поражены стальным монстром с огромной башней, настолько сильной броней и эффективностью орудия 152-го калибра.
История эксплуатации танка модификации КВ-2 настолько легендарна, что некоторые ветераны рассказывают об отскакивании 37-миллиметровок от его брони. От машин противника оставалась же просто груда железа. У него попросту не было аналогов, и немцы получили «головную боль» на весь 1941-й.
В конце-концов были изобретены следующие тактические приемы:
- перебивание орудия снайперским выстрелом. Танк терял свои «клыки», что снижало эффективность пулеметов;
- повреждение ходовой. Артиллеристы перебивали гусеничные части или срывали катки. Пехоты и саперы «дорабатывали» неприятеля при помощи взрывчатки и гранат;
- расстрел тяжелой артиллерией. Палочкой-выручалочкой Вермахта являлась зенитка Flak 18/36/37 с 88-м калибром орудия.
Но враг штурмовиков — вовсе не немцы. В начале Великой Отечественной войны на фронте царил хаос, тылы были разгромлены, постоянно срывались поставки ГСМ и боеприпасов. Из 33-х единиц 41-танковая дивизия потеряла в бою только 5. 2/3 экипаж бросил из-за проблем с топливом и ремонтом.
Большой, грозный танк мог прорваться сквозь оборону, но с маневренностью у него было туговато. Поскольку Красная Армия летом 1941 отражала атаки, бронированные левиафаны заменяли небольшими, но универсальными моделями.
В сентябре 1941 года враги взяли Ленинград в кольцо, поэтому профиль Кировского завода резко изменился. Гигантов с усиленной пушкой больше не выпускали, переключившись на вариант КВ-1 (маленькая башня и орудие).
Перерождение машины наступило в середине боевых действий с принятием на вооружение самоходки САУ ИСУ-152. Калибр орудия был идентичен тяжелому танку.
Технические характеристики танка КВ-2 образца 1940 года
Дата выпуска | 1940-1941 гг. |
Количество машин | 204-304 шт. |
Численность экипажа | 6 человек |
Вес | 52-54 т |
Схема компоновки | Классика |
Длина | 6950 мм |
Ширина | 3320 мм |
Высота | 3250 мм |
Клиренс | 430 мм |
Вид брони | Катаная гомогенная |
Бронирование лобовой части | 75 мм — верх |
70 мм — низ | |
Бронирование бортов | 75 мм — верх |
70 мм — низ | |
Броня на корме | 60-75 мм — верх |
70 мм — низ | |
Бронирование дна | 30-40 мм |
Бронирование крыши | 30-40 мм |
Защита орудийной маски | 110 мм |
Защита башни | 75 мм — лобовая часть |
75 мм — борт | |
75 мм — корма | |
Пушка | М-10Т |
Калибр гаубицы | 152 мм |
Длина ствола | 24, 3 |
Комплектация пушки | 36 снарядов с раздельно-гильзовым заряжанием |
Прицел | Телескопический ТОД-9 |
Перископ ПТ-9 | |
Панорама командира ПТ-К | |
Пулеметное вооружение | ДТ-29 калибра 7,62 мм (3 шт.) |
Количество патронов | 3087 (в 49 пулевых дисках на 43 патрона каждый) |
Двигатель | V-образный с жидкостным охлаждением |
Количество цилиндров | 12 |
Тип топлива | ДТ |
Мощность мотора | 600 л.с. |
Скорость | 34 км/ч — асфальтное покрытие |
16 км/ч — пересеченная местность | |
Запас хода | 250 км — шоссе |
150 км — пересеченная местность | |
Подвеска | торсионная |
Преодолеваемость препятствий | 36 градусов — подъем |
0,87 м — стенка | |
2,7 м — ров | |
1,6 м — брод | |
Боеприпасы | Снаряды — бетонобойные и бронебойные |
Граната — осколочно-фугасная стальная гаубичная |
Вооружение
Устанавливалась гаубица М-10Т — танковая версия полевой гаубицы с калибром 152 мм. Монтаж осуществлялся на цапфы в башню. Изначально орудие не уравновешивалось, мотор не срабатывал при крене. Доработанная версия отличалась вертикальными углами наводки (от −3 до +18 градусов), возможностью «ювелирного наведения» при устойчивом положении машины. Выстрел осуществлялся вручную, при помощи механического спуска.
Боеприпасы
Для гаубицы М-10Т подходили два вида снарядов:
- бетонобойные с донным взрывателем, весили 40 кг;
- бронебойные по типу морской гранаты или полубронебойных снарядов с донным взрывателем, весили 51 кг.
Скорость снарядов обеспечивали гильзы. Под бетонобойные подходили модификации с начальной скоростью 530 м/сек, под бронебойные — со скоростью на старте 436 сек.
Боекомплект рассчитан на 36 выстрелов снарядов и метательных зарядов гильз. Боеприпасы располагались в башне по бортам боевого отсека. Штатный комплект ограничивался осколочно-фугасной гаубичной гранатой из стали ОФ-530. В качестве взрывателя применялся тротил либо аммотол со специальным зарядом.
Интересно! На практике использовались бетонобойные снаряды, гранаты для гаубицы из сталистого чугуна, зажигательные снаряды, стальные фугаски и шрапнель.
Сохранившиеся экземпляры
В полной сохранности находится только два танка. Поздняя версия КВ-2 является экспонатом Центрального музея ВС (г. Москва). Ранняя модель на ходу, демонстрируется в музее военной техники «УГМК» (г. Верхняя Пышма, Свердловская область).
Бутафорский танк, внешне отличающийся от оригинала, изготовили на базе ИС-2М и задействовали для киноленты «Танк Клим Ворошилов-2». В настоящий момент бутафория стоит около музея ВВС (пос. Сафоново Мурманской обл.).
В массовой культуре
Штурмовик удостоен собственного фильма «Танк Клим Ворошилов-2» снятого И. Шешуковым в 1990 г. Вдохновением для ленты послужила одноименная повесть В. Залотухи. Во франшизе аниме и манги «Girlsund Panzer» КВ-2 является боевой единицы школы «Правда» и любимым танком директора. Примечательно, что персонажи рассказывают о недостатках техники.
Играбельность КВ с орудием 152-го калибра из компьютерных игр выше, чем эффективность применения в реальности. Геймеры считают машину одной из самых сильных.
Проблематика и роль танка КВ-2 в истории
На начало Великой Отечественной тяжелый танк не имел прототипов, но и его весомую роль в бою, решающем событии отметить нельзя. Малочисленность выпуска, проблемы со снабжением и ремонтом часто приводили к бегствам экипажей с машины. КВ-2 в свое время стал источником для модификаций послевоенного времени — его чертеж использовался для усиления бронирования и проектов крупнокалиберных гаубиц.
Мощный, усиленный и невероятный «Голиаф» находится в тени моделей, популярных в Отечественную — КВ-1 и Т-34. Но без его участия нельзя полностью составить картину действия советской армии летом 1941 года.