Самолеты-этажерки продемонстрировали все недостатки полета под несущим винтом. Понять принцип и реализовать его – это отнюдь не одно и то же. Ниже представлены самые необычные летательные машины – предшественники вертолета в современном виде.
1. Helicopter (Россия)
Первая попытка была предпринята конструктором из Польши Й. Липовски в 1905 г. Инженер трудился в России и Франции. Он изобрел на Путиловском предприятии летательный аппарат, обладавший 2-мя роторными винтами. Его создали для испытания самого принципа полета. Тестирование винта завершилось великолепно, но конструктор не пожелал работать над проектом дальше.
2. Аэроциклоид (Америка)
Путь к полноценному винту был очень нелегок. В 1908 г. профессор Ирвин из высшего учебного заведения в Сан-Франциско создал необычный аппарат с 6-сильным двигателем от мотоцикла «Индиан», который вполне закономерно не смог подняться в воздух.
3. Аппарат Уайтхеда-Вайскопфа (Америка)
В этот раз винт почти получился, но немного перестарались с численностью: 6 рядов по 10 2-лопастных пропеллеров в каждом! Правда, рама все-таки получилось чересчур громоздкой для подобной конструкции. Вертолет не взлетел.
4. Chrysalis (Франция)
Созданная А. Папеном и Д. Роильи летательная машина должна была имитировать полет семени клена. Мотор передавал энергию пропеллеру. Тот в свою очередь гнал воздушный поток в огромную кривую лопасть, вынуждая ее крутиться. К сожалению, изобретателям не доставало силы мотора, и разработку аппарата прекратили.
5. Дирижаблекоптеры
Не стоит упускать из внимания и множество попыток соединить несовместимое. Иначе говоря, объединить вертолет и дирижабль. Подобные конструкции были во многих государствах. Их испытания постоянно терпели крах. Причина – отвратительная управляемость.
6. Autogiro (Америка)
В 1931 г. некто Г. Корди из Лос-Анджелеса прислал в издание «Популярная Механика» изображение своего летательного аппарата. Взлетать он должен был за счет пары «крутящихся клавиш», но фактически подъемную силу последние не образовывали.
7. Пескара (Франция)
Летательные машины Р. Пескары считаются первыми предшественниками вертолетов, которые сумели не только подняться в воздух, но и без проблем пролететь определенную дистанцию. Хотя летали эти аппараты на очень небольшой высоте.
8. Doblhoff WNF-342 (Германия)
Когда конструкторы определились с видом будущего вертолета, настала пора новых необычных проектов. Вспомнив о провалившемся испытании «кленового семечка» Роильи и Папена, немецкие инженеры постарались увеличить тягу винта посредством реактивных моторов.
9. Farfadet (Франция)
Послевоенная разработка прежнего замысла. «Лепрекон» разделил судьбу остальных реактивных вертолетов – чересчур маленькая скорость при большом потреблении горючего.
10. W.9 (Великобритания)
Конструкторы данной машины решили поменять стабилизирующий (малый) винт на поток выхлопных газов от мотора. Однако возникла проблема управления этим потоком. Устранить ее не сумели. В результате разработка приказала долго жить.
Перечисленные летательные аппараты в настоящее время вызывают усмешку и смотрятся весьма необычно. Однако именно за счет фантазии и стараний конструкторов прошлого стало возможным появление современного вертолета.