Легкий разведывательный танк FV101 «Скорпион» разработан фирмой «Алвис» в конце 60-х годов и принят на вооружение английской армии в 1972 г. Одним из основных требований при создании танка было обеспечение его авиатранспортабельности. По этой причине в конструкции танка широко использованы легкие сплавы. В частности, из алюминия изготовлены корпус и башня. При этом лобовая броня корпуса и башни обеспечивает защиту от пуль калибра 14,5 мм с дальности 200 м, a бортовая и кормовая – от 7,62-мм пуль и осколков снарядов калибра до 105 мм.
В танке использована компоновочная схема, характерная скорее для бронетранспортеров и боевых машин пехоты: моторно-трансмиссионное отделение расположено в передней части корпуса справа, a слева находится отделение управления. Боевое отделение с двухместной башней занимает среднюю и кормовую части машины.
Находящийся в отделении управления механик-водитель для вождения танка днем использует широкоугольный перископический прибор наблюдения, который в темное время суток заменяется бесподсветочным прибором ночного видения.
Вооружение танка состоит из нарезной 76-мм пушки L23 и спаренного с нею 7,62-мм пулемета. Пушка установлена в башне, по обе стороны от нее размещаются командир танка (он же заряжающий) и наводчик. В случае необходимости наводчик может заряжать пушку и стрелять самостоятельно. Используются выстрелы унитарного заряжания с бронебойно-фугасным снарядом с пластичным ВВ и кумулятивным снарядом.
Механизмы наведения пушки и пулемета состоят из ручного подъемного механизма и ручного двухскоростного механизма поворота башни, обеспечивающего поворот башни с угловой скоростью 6 или 2° за один оборот рукоятки. Для командира установлен поворотный бинокулярный перископический прибор наблюдения с переменной кратностью увеличения (10х и 1х), обеспечивающий поле зрения по горизонтали 85° и по вертикали от -10° до +35°. По периметру люка установлено семь перископических смотровых приборов. Наводчик имеет дневной монокулярный прицел с переменной кратностью увеличения (8х и 1х) и два перископических смотровых прибора. Для стрельбы ночью y наводчика установлён бесподсветочный ночной прицел.
На танке установлен шестицилиндровый автомобильный двигатель «Ягуар», мощность которого уменьшена со стандартных 265 л.с. до 195 л.с. Силовая передача состоит из планетарной коробки передач и самоблокирующегося дифференциального механизма поворота. Она обеспечивает по семь передач переднего и заднего хода и столько же радиусов в повороте (на первой передаче 3,05 м, на седьмой – 47,8 м).
Ходовая часть танка выполнена с торсионной подвеской и гидравлическими амортизаторами на передних и задних опорных катках. Опорные катки и балансиры из алюминиевого сплава с резиновыми бандажами, гребнем, с резиновыми подушками и резиновой беговой дорожкой.
Преодолеваемые препятствия: угол подъема – 31°, ширина рва – 2 м, высота стенки – 0,5 м, глубина брода без подготовки – 1м;
Водные преграды танк преодолевает с помощью индивидуального плавсредства. Движение осуществляется за счет перемотки гусениц.
Максимальная скорость движения по шоссе – 87 км/ч, на плаву – 6,4 км/ч.
Танк оснащен средствами защиты от ОМП и необходимой радиосвязной аппаратурой.
Общее количество изготовленных танков «Скорпион» с 76-мм пушкой составляет 1241 единицу. Кроме того, было выпущено также 32 танка этого типа с 90-мм пушкой «Коккерил» Mk. 3.
Шасси танка использовано для создания семейства бронированных боевых и вспомогательных машин:
• FV102 «Страйкер» – истребитель танков с пусковой установкой ПТУР «Свингфайр» (выпущено 132 машины);
• FV103 «Спартан» – легкий разведывательный бронетранспортер (выпущено 967 машин);
• FV104 «Самаритан» – санитарная машина (выпущена 101 машина);
• FV105 «Султан» – командно-штабная машина с дополнительными средствами радиосвязи и навигационной аппаратурой (выпущено 372 машины);
• FV106 «Самсон» – ремонтно-эвакуационная машина (выпущено 136 единиц);
• FV107 «Симитер» – боевая разведывательная машина (выпущено 486 машин). |