В конце 1956 года в новообразованной Федеративной Республике Германии началась работа над разработкой отечественного танка для немецкой армии. С этой целью были созданы две проектно-конструкторские группы. В одну входили фирмы «Порше», «Юнг», «Лютер унд Джордан» и МаК, в другую – «Инженербюро Варнеке», «Рейншталь-Ганомаг» и «Хеншель». Обе конструкторские группы представили свои прототипы уже в 1961 году, тогда же начались и полигонные испытания новых машин, которые продлились до апреля 1962 года. Для дальнейшего развития была выбрана машина первой группы («Порше»). От второго прототипа практически отказались ввиду частых неполадок и поломок гидропневматической подвески и дифференциального механизма поворота с гидростатической передачей.
Заказ на производство 26 прототипов второй серии получила фирма «Порше». Группа «Варнеке» должна была изготовить 6 машин, из которых на испытания были представлены только две. Для обеих конструкторских групп башни с вооружением производили фирмы «Вегманн» и «Рейнметалл». В конечном итоге было принято решение устанавливать в башне производившуюся по лицензии английскую 105-мм нарезную пушку L7A3. Выбор этого орудия (которым были вооружены также английские танки «Центурион» и американские М60) был обусловлен стремлением к стандартизации вооружения НАТО.
В сравнении с танками первой серии корпуса прототипов группы «Порше» стали шире на 100 мм, кроме того, усилилось и их бронирование. Изменениям подверглись также подвеска и система управления огнем. Вместо ранее установленного 8-цилиндрового двигателя мощностью 600 л. с. машину оснастили 10-цилиндровым двигателем мощностью 830 л. с. Механическую пятискоростную коробку передач заменили гидромеханической с электрогидравлическим переключением скоростей (четыре вперед и две назад). В ходе испытаний были выявлены и устранены мелкие неисправности, внесены незначительные изменения в конструкцию танка. В июле 1963 года бундестаг принял решение о развертывании серийного производства нового танка. Первые боевые машины, получившие название «Леопард-1», поступили в танковые части бундесвера уже в августе 1963 года.
Машина имеет классическую компоновку: справа в передней части корпуса находится место механика-водителя, в башне – в средней части корпуса – установлено основное вооружение танка, там же размещаются остальные три члена экипажа: командир, наводчик и заряжающий. В корме расположено силовое отделение с двигателем и трансмиссией. Корпус танка сварен из катаных броневых листов. Максимальная толщина лобовой брони корпуса достигает 70 мм под углом 60°. Литая башня сконструирована необычайно тщательно. Характерна ее малая высота – 0,82 м до крыши и 1,04 м до самой высокой точки приборов наблюдения командира, расположенных на крыше. V однотипного английского танка «Чифтен» эти показатели равны соответственно 0,88 м и 1,21 м, а у американского М60 – 0,96 м и 1,45 м. Однако незначительная высота башни не привела к уменьшению высоты боевого отделения танка «Леопард-1», которая составляет 1,77 м. В танках «Чифтен» и М60 этот показатель составляет соответственно 1,735 м и 1,77 м. Зато вес башни «Леопарда» – около 9 т – оказался значительно меньше, чем у «Чифтена» (около 15 т) или у М60 (около 14 т). Небольшая масса башни облегчала функционирование системы наведения и старого механизма поворота башни, который применялся еще на танке М48 «Паттон». Справа в передней части корпуса располагается сиденье механика-водителя. Над ним в крыше корпуса имеется люк, в крышку которого вмонтированы три перископа. Средний легко снимается, и для вождения танка в условиях плохой видимости на его место устанавливается прибор ночного видения. Слева от сиденья механика-водителя размещается боеукладка с частью боекомплекта. Такое его расположение обеспечивает заряжающему относительно легкий доступ к боекомплекту практически при любом положении башни относительно корпуса танка. Рабочее место заряжающего расположено в башне, слева от орудия. Для доступа в танк и выхода из него заряжающий имеет отдельный люк в крыше башни.
С правой стороны башни, рядом с люком заряжающего, расположен люк командира танка и наводчика. Рабочее место наводчика находится в передней части башни справа. Командир танка располагается чуть выше и позади него. Основным вооружением «Леопарда» является английская 105-мм нарезная пушка L7A3. В боекомплект, состоящий из 60 выстрелов, входят бронебойные подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном, кумулятивные и бронебойно-фугасные снаряды с пластическим ВВ. Один 7,62-мм пулемет спарен с пушкой, а второй установлен на турели перед люком заряжающего. По бортам башни смонтированы гранатометы для постановки дымовых завес.
Наводчик пользуется стереоскопическим монокулярным дальномером и телескопическим прицелом, а командир – панорамным прицелом, который в темное время суток заменяется инфракрасным.
Танк обладает сравнительно высокой подвижностью, что обеспечивается использованием 10-цилиндрового V-образного многотопливного дизельного двигателя MB 838 Са М500 мощностью 830 л. с. при 2200 об/мин и гидромеханической трансмиссии 4НР 250 производства фирмы ZF.
В состав ходовой части танка (на борт) входят 7 опорных катков из легких сплавов, имеющих независимую торсионную подвеску, ведущее колесо заднего расположения, направляющее колесо переднего расположения и два поддерживающих ролика. Довольно значительное вертикальное перемещение опорных катков относительно корпуса танка контролируется ограничителями. С балансирами первых, вторых, третьих, шестых и седьмых подвесок соединяются гидравлические амортизаторы. Траки гусениц оснащены резиновыми накладками, которые дают возможность танку двигаться по шоссе, не повреждая его покрытия. «Леопард-1» оснащен фильтровентиляционной установкой, обеспечивающей нормальную деятельность экипажа в течение 24 часов, и системой противопожарного оборудования. С помощью оборудования для подводного вождения могут преодолеваться водные преграды глубиной до 4 м.
Связь осуществляется с помощью радиостанции SEM 25, которая работает в широком диапазоне частот (26–70 МГц) на 880 каналах, 10 из которых являются программируемыми. При использовании стандартных антенн дальность связи достигает 35 км.
В начале 70-х годов в ФРГ с целью повышения боевых качеств танка «Леопард-1» была проведена его поэтапная модернизация. Первая модернизированная модель получила обозначение «Леопард-1А1» (выпущено 1845 машин в четырех сериях). На танке установлен двухплоскостной стабилизатор основного вооружения, ствол орудия покрыт термоизоляционным кожухом. Для дополнительной защиты бортов корпуса установлены боковые фальшборты. На гусеничных траках появились резиновые накладки.
Танки «Леопард – 1А1А1» отличаются дополнительным внешним бронированием башни, выполненным фирмой «Блом унд Фосс». Оно состоит из гнутых броневых плит с нанесенным на них слоем искусственного покрытия, которые крепятся к башне с помощью болтовых соединений. К передней части крыши башни также приварена броневая плита. Все это привело к увеличению боевой массы танка примерно на 800 кг. Машины серии А1А1 имеют очень характерный силуэт, благодаря которому их легко распознать.
После следующего этапа модернизации появилась модель «Леопард-1А2» (выпущено 342 машины). Их отличает усиленное бронирование литой башни, а также установка бесподсветочных приборов ночного видения вместо прежних активных, которыми пользовались командир танка и механик-водитель. Кроме того, были усовершенствованы воздушные фильтры двигателя и фильтровентиляционная система защиты от оружия массового поражения. Внешне танки серий А1 и А2 отличить довольно сложно.
На танке «Леопард-1 A3» (выпущено 110 единиц) установлена новая сварная башня с разнесенным бронированием. Новая башня позволила не только улучшить качество защиты, но и увеличить размеры боевого отделения за счет большой ниши в ее кормовой части. Наличие ниши положительно сказалось на уравновешивании всей башни. В распоряжении заряжающего появился перископ, позволяющий вести круговой обзор.
Модель «Леопард-1А4» (выпущено 250 танков) оснащена новой системой управления огнем, включающей электронный баллистический вычислитель, комбинированный (дневной и ночной) панорамный прицел командира со стабилизированной линией прицеливания PERI R12 и основной прицел наводчика со стереоскопическим дальномером EMES 12A1, обладающий 8- и 16-кратным увеличением.
К 1992 году бундесвер получил 1300 машин «Леопард-1 А5», являющихся дальнейшей модернизацией моделей «Леопард-1А1» и «Леопард-1А2». Модернизированный танк оснащен более современными элементами системы управления огнем, в частности прицелом наводчика со встроенным лазерным дальномером и тепловизионным каналом. Внесены отдельные усовершенствования в стабилизатор орудия. На следующем этапе модернизации возможна замена 105-мм нарезной пушки гладкоствольной калибра 120 мм.
На базе танка «Леопард-1» было создано семейство бронированных машин различного назначения, в том числе ЗСУ «Гепард», бронированная ремонтно-эвакуационная машина «Стандарт», танковый мостоукладчик, саперный танк «Пионирпанцер-2».
Создание танка «Леопард-1» стало большим успехом немецкой военной промышленности. Многие страны заказывали эти машины в ФРГ или приобретали лицензии на их производство на собственной промышленной базе. В настоящее время танки этого типа состоят на вооружении армий Австралии, Бельгии, Канады, Дании, Греции, Италии, Голландии, Норвегии, Швейцарии, Турции и, конечно, Германии. Танки «Леопард-1» отлично зарекомендовали себя в ходе эксплуатации, и это стало причиной того, что большинство из перечисленных выше стран, приступив к перевооружению своих сухопутных войск, обратили взоры к Германии, где появились новые машины – танки «Леопард-2». |