16 сентября 1975 г. министерство ВВС Испании подписало контраст с компанией «CASA» на разработку нового УБС, способного нести широкий спектр вооружений. Помощь в создании самолета оказывали американская фирма «Нортроп» и немецкая «МВВ». Однако после завершения программы летных испытаний, которая началась 27 июня 1977 г., производство самолета было отдано испанской фирме, за исключением двигателей, которые поставлялись из США, и передней опоры шасси, изготовление которой поручили английской фирме «Даути Ротол». Самолет С.101 «Авиоджет» оснащен одним небольшим, но экономичным ТРДЦ. Экипаж сидит по схеме «тандем»; на самолете используются катапультируемые кресла фирмы «Мартин-Бейкер», обеспечивающие покидание самолета при стоянке на ВПП. Управление самолетов осуществляется вручную, силовой привод используется только на элеронах. В нижней части фюзеляжа имеется большой отсек для размещения различных грузов, Первоначально фирма «CASA» поставила испанским ВВС 60 самолетов С. 101 ЕВ-01, где они получили обозначение Е.25 «Мирло». Построенные по второму контракту 28 самолетов имели усовершенствованную прицельно-навигационную систему, которая в 1990-1992 гг. была установлена и на ранее поставленных самолетах, Самолеты С.101 ВВ, оснащенные двигателем Ханиуэлл TFE731 -3 тягой 1680 кгс, предназначались на экспорт. Первым покупателем стали ВВС Чили, получившие 14 самолетов С.101ВВ-02, причем
10 из них были собраны на заводе чилийской фирмы «ENAER». Всем этим самолетам было присвоено обозначение Т-36 «Халкон» («Ястреб»). Сначала они использовались для усовершенствованной летной подготовки, а после установки бортовой РЛС получили обозначение А-36ВВ и стали применяться в качестве УБС. Ударный вариант самолета С.101СС выполнил первый полет 16 ноября 1983 г. На нем стоял несколько более мощный ТРДЦ TFE731-5-1J тягой 2130 кгс. Эти машины также поставлялись в Нили (23 в варианте С.101СС-02), атакже Гондурасу (четыре С.101 -ВВ-03) и Иордании (16 С.101СС-04). Наиболее совершенным вариантом самолета «Авиоджет» является C.101DD, выполнивший первый полет 25 мая 1985 г. На этом самолете используется концепция HOTAS, установлена система ИЛС и имеется возможность применения УР класса воздух-поверхность AGM-65 «Мейврик». Представляющий собой УБС, вариант С.101 DD оказался непопулярным.
Модификация
CASA С. 101 ЕВ «Авиоджет»
Страна-разработчик: Испания Тип: легкий УБС
Вооружение: (С. 101 ВВ) одна 30-мм пушка DEFA под фюзеляжем или спаренный 12,7-мм пулемет М3; возможна установка контейнера с разведывательной фотокамерой, средствами РЭБ, а также лазерного целеуказателя в фюзеляжном отсеке; на шести подкрыльных узлах может размещаться боевая нагрузка до 1000 кг Двигатель: один ТРДЦ Ханиуэлл TFE731-221 тягой 1590 кгс ЛТХ: максимальная скорость на высоте 7620 м - 790 км/ч; боевой радиус при полете по профилю малая - малая - большая высота с четырьмя бомбами калибром 250 кг и 30-мм пушкой и при условии нахождения над целью 3 мин. и резервом топлива на 30 мин. полета - 380 км; перегоночная дальность с резервом топлива на 30 мин. - 3610 км Массы: пустого 3350 кг; максимальная взлетная 5600 кг Размеры: размах крыла 10,6 м; длина 12,25 м; высота 4,25 м; площадь крыла 20 м2 |