Предназначенные для замены истребителей «Вигген» самолеты JAS 39 «Грипен» («Грифон») станут основой шведских ВВС в XXI веке. Самолет разработан фирмой «SAAB», а его маркетингом на мировом рынке занимался консорциум в составе фирм «SAAB» и
В 1 «ВАЕ Systems». Самолет «Грипен» - это легкий многоцелевой истребитель четвертого
поколения. Он выполнен по схеме «утка» и имеет ЭДСУ. На нем используется усовершенствованный ТРДЦФ F404J, разработанный и выпускающийся фирмой «Вольво Флигмотор». В отличие от «Виггена» на самолете JAS 39А отсутствует система реверса тяги двигателя, тем не менее он обладает прекрасными взлетно-посадочными характеристиками. Фирмой «Эрикссон» для нового истребителя была создана новая многорежим ная импульсно-доплеровская РЛС PS-05/A. Самолеты «Грипен» оснащены широкоугольным голографическим ИЛС и теплопеленгатором для выполнения ударных и разведывательных задач.
Сначала были заказаны пять опытных и 30 серийных машин. Первый опытный самолет
поднялся в воздух в 1988 г. В июне 1992 г. была заказана вторая партия из 110 самолетов в том числе 14 двухместных JAS 39В. Проблемы с полетным программным обеспечением привели к потере двух опытных самолетов и первого серийного JAS 39А. Поэтому принятие самолета на вооружение откладывалось до тех пор, пока не были решены
вход проблемы с компьютерными программами. В конце 1997 г. было объявлено, что две эскадрильи укомплектованы истребителями JAS 39А и полностью боеготовы. В настоящее время ВВС Швеции заказали 204 самолета «Грипен», из них 28 двухместных учебно-боевых самолета. Командование ВВС объявило, что следующие партии самолетов будут выпускаться в усовершенствованных вариантах JAS 39С и D. Они будут оснащены нашлемными системами целеуказания, прицельным теплопеленгатором и усовершен ствованной системой РЭБ. Планируется, что в новые варианты будут постепенно перецельного оборудованы ранние модели JAS 39А и В. В 2000 г. был оформлен первый экспортный заказ на 28 самолетов «Грипен» для ВВС ЮАР; эти самолеты будут нести вооружение южноафриканского производства. В 2001 г. Венгрия и Чехия также выбрали самолет «Грипен» для своих ВВС.
Модификация
SAAB JAS39A «Грипен»
Страна-разработчик: Швеция Тип: многоцелевой истребитель Вооружение: одна 27-мм пушка «Маузер» ВК27; максимальная боевая нагрузка 6500 кг, в том числе УР класса воздух-воздух Rb 74 (AIM-9L), Rb 99 (AIM-120), IRIS-T (с 2004 г.), УР класса воздух-поверхность Rb 75 («Мейврик»; ПКР Rbs 15, противотанковые кассетные боеприпасы DWS 39, КР KEPD 150 «Таурус»; самолеты «Грипен» для ЮАР могут нести УР класса воздух-воздух малой дальности V-3E «A-Дартер» и УР большой дальности с активной радиолокационной ГСН «А-Дартер» Двигатель: один ТРДЦФ Вольво Аэро RM-12 тягой 5510 кгс и 8220 кгс на форсажном режиме ЛТХ: максимальное число М=1,8; практический потолок 20000 м; дальность полета с ПТБ - 3000 км Масса: пустого 6620 кг; максимальная взлетная 13000 кг Размеры: размах крыла 8,4 м; длина 14,1 м; высота 4,5 м |