В ноябре 1977 г. ООН ввела эмбарго на поставки военной техники в ЮАР. Это вынудило руководство южноафриканских ВВС провести модернизацию оставшихся в строю из 74 приобретенных в 1964-1970 гг. французских истребителей Дассо Авиасьон «Мираж» III. При модернизации, осуществлявшейся с активным использованием израильских технологий (этот факт официально отрицался), получился самолет, который по составу БРЭО и летным характеристикам походил на израильский истребитель IAI «Кфир». 16 самолетов «Мираж» IIIEZ были переделаны в многоцелевой вариант «Чита» Е (эквивалент истребителя «Кфир» С7, а 11 двухместных самолетов «Мираж» IIIDZ и D2Z были переоборудованы в вариант «Чита» D, сходный с самолетами «Кфир» ТС-7.
Самолеты «Чита» D стали поступать на вооружение 89-ой эскадрильи ВВС ЮАР с 1 июля
1986 г. Поставки одноместных истребителей «Чита» Е в 5-ю эскадрилью начались в марте 1988 г. В 1990 г. самолеты «Чита» D были приспособлены под носители ядерного оружия, так как в это время ВВС ЮАР снимали с вооружения ударные самолеты «Бакэнир» английского производства. В таком варианте самолеты «Чита» D просуществовали до 1992 г., когда ЮАР уничтожила имеющиеся у нее шесть ядерных зарядов. Вместе со снятием в октябре 1992 г. с вооружения многоцелевого самолета «Чита» Е началось внедрение истребителя «Чита» С, который ранее был засекречен. Этот самолет оснащен импульсной доплеро- вской БРЛС EUM-2032 со сканирующей решеткой. Истребитель «Чита» С предназначался, в первую очередь, для ПВО, в то время как «Чита» Е с простой РЛС, работающей в режиме определения дальности, использовался для поражения наземных целей. Поставки истребителей «Чита» С завершились в июне 1995 г. Все 38 самолетов «Чита» С были построены с использованием узлов и агрегатов, поставляемых из Израиля (возможно снятых с демонтируемых истребителей «Кфир» или изготовленных заново). На них устанавливались ТРДФ SNECMA «Атар» 09К50 от южноафриканских самолетов Дассо Авиасьон «Мираж» F1 или двигатели «Атар» ОЭС с ранних модификаций истребителей «Кфир». Сохранившиеся самолеты «Чита» D прошли модернизацию, в ходе которой на них установили более мощные двигатели; это позволило довести самолеты до уровня истребителя «Чита» С. Самолеты семейства «Чита» будут продолжать службу в ВВС ЮАР до их окончательной замены на самолеты ВАЕ Системз «Хоук» 100 и SAAB/BAE Системз JAS39 «Грипен» в 2012 г.
Модификация Атлас «Чита»
Страна-разработчик: ЮАР Тип: одноместный многоцелевой истребитель
Вооружение: две встроенные 30-мм пушки DEFA552, бомбовая нагрузка до 5600 кг; израильские УР класса воздух-воздух «Питон» 3 с тепловой ГСН и «Рафаэль» с радиолокационной ГСН; ракеты южноафриканского производства V3B «Кукри», V3C «Дартер» и «U-Дартер»; бомбы Мк.82/83, кассетные бомбы, тактические КР производства фирм ЮАР, кассетное оружие с суббоеприпасами, КАБ с лазерным наведением; возможна подвеска ПКР «Экзосет» Двигатель: ТРДФ SNECMA «Атар» 09К50 тягой 49,03 кН и 70,82 кН на форсаже ЛТХ: максимальная скорость 2340 км/ч (М=2,2); крейсерская скорость на высоте 11000 м - 960 км/ч; практический потолок 17000 м Массы: максимальная взлетная 16200 кг
Размеры: размах крыла 8,22 м; длина со штангой ПВД15,62 м; высота 4,5 м; площадь крыла 34,8 м2 |