В начале 1980-х гг. фирмы «Белл Геликоптер Текстрон» и «Боинг-Вертол» начали совместную разработку на базе экспериментального СВВП Белл XV-15 с поворотными винтами более крупного СВВП в соответствии с требованиями министерства обороны США по созданию многоцелевого вертикально взлетающего самолета для всех родов вооруженных сил. В 1985 г. появился проект СВВП V-22 «Оспри», сочетавший возможности вертолета (вертикальные взлет и посадка) и турбовинтового самолета (высокая крейсерская скорость). Двигатели, установленные в гондолах на концах крыла, могли вместе с трехлопастными винтами поворачиваться в вертикальной плоскости на угол 97,5°. Вращение винтов синхронизировалось с помощью системы валов. Для обеспечения базирования на авианесущих кораблях лопасти винтов складывались, после чего крыло разворачивалось вдоль верхней части фюзеляжа. Первоначально было заказано 913 СВВП: 522 самолета MV-22A в десантно-транспортном варианте для корпуса морской пехоты и армии; 80 самолетов CV-22A с увеличенной дальностью полета предназначались для ВВС, где должны были использоваться для перевозки отрядов спецназа; 50 самолетов HV-22A заказали ВМС для использования в поисково-спасательных операциях, проведения спецопераций и перевозки грузов с берега на корабль. ВМС также заказали 300 противолодочных самолетов SV-22A. Летные испытания опытного СВВП V-22 начались 19 февраля 1989 г. Однако в 1992 г. программа испытала серьезный удар, когда 21 июля потерпел катастрофу четвертый опытный образец. После этого решили строить только самолеты MV-22A для морской пехоты в количестве 300 единиц (позже это число увеличили до 425). В сентябре 1994 г. после очередного пересмотра программы было одобрено производство еще 48 СВВП для ВМС и 50 - для ВВС. В 2000 и 2001 гг, в катастрофах было потеряно еще три СВВП. Однако этот самолет рассматривается как один из самых необходимых военных перспективных летательных аппаратов. В 2001 - 2002 гг. первые серийные СВВП MV-22A стали поступать на вооружение морской пехоты.
Модификация
Белл-Боинг MV-22A «Оспри»
Страна-разработчик: США Тип: многоцелевой транспортный СВВП с поворотными винтами для наземного и корабельного базирования Платная нагрузка: до 9070 кг в грузовой кабине или 6805 кг на внешней подвеске
Двигатели:дваТВД
Роллс-Ройс/Алл исон T406-AD-400 взлетной мощностью по 6150 л.с. и крейсерской - по 5890 л.с.
ЛТХ: максимальная скорость 510 км/ч; тактический радиус при вертикальном взлете с нагрузкой 5445 кг - 2225 км Массы: пустого снаряженного 14460 кг; максимальная взлетная при взлете с коротким разбегом 27440 кг Размеры: диаметр поворотных винтов 11,58 м; размах крыла 15,52 м (с учетом мотогондол); длина без штанги ПВД - 17,47 м; высота по килям 5,38 м; площадь крыла 35,59 м2; оме- таемая поворотными винтами 210,72 м2 |