По обычным стандартам, давно устаревший из-за большой уязвимости от ЗУР, бомбардировщик Боинг В-52 «Стратофортресс», тем не менее, пережил двух возможных приемников, попавших на обочину истории (имеются в виду сверхзвуковые бомбардировщики Норт Америкен ХВ-70 «Валькирия» и Конвэр В-58 «Хаслер»). Самолет В-52 является ключевым элементом американской стратегической ядерной триады и сохранится на вооружении в первой четверти XXI века. К разработке самолета В-52 приступили в 1948 г., когда предполагали создать турбовинтовую машину, которая должна была прийти на смену поршневому бомбардировщику Боинг В-50. В 1949 г. было решено заменить турбовинтовые двигатели на ТРД Пратт-Уитни J57. Опытный самолет ХВ-52 выполнил свой первый полет 15 апреля 1952 г. В дальнейшем на вооружение поступило большое число модификаций, начиная с В-52А и кончая B-52G, которая оставалась на вооружении до конца 1994 г. Современный вариант В-52Н отличается от предшественников двумя существенными особенностями: применением более мощных и высокоэкономичных ТРДЦ TF33 и усилением конструкции, что позволяет осуществлять полеты на малых высотах без проблем, связанных с усталостной прочностью. Бомбардировщик В-52Н был принят на вооружение в 1962 г. и с появлением бомбардировщиков В-1 В и В-2А (выпускавшихся в ограниченных количествах) постоянно совершенствовался с целью сохранения статуса настоящего боевого самолета. С появлением бомбардировщиков В-1 В, которые взяли на себя роль основных носителей ядерных бомб, ранее принадлежавшую В-52Н, последние были переоборудованы под самолеты-носители крылатых ракет AGM-86C в варианте с обычной боевой частью или КР «Хэйв Нэп». Бомбардировщики В-52Н чрезвычайно востребованы американскими ВВС при проведении операций глобального масштаба, когда надо нанести мощный бомбовый удар по целям, находящимся на значительном удалении.
О важности этих самолетов говорит тот факт, что в настоящее время осуществляется крупная программа их модернизации, включающая установку усовершенствованной авионики и нового вооружения. Хотя замена силовой установки, предполагавшаяся ранее, не предвидится, бомбардировщики В-52Н планируется оставить на вооружении до 2044 г.
Модификация БОИНГ В-52Н «СТРАТОФОРТРЕСС»
Страна-разработчик: США
Тип: стратегический бомбардировщик Вооружение: одна дистанционно-управляемая 20-мм шестиствольная пушка «Вулкан» в хвостовой турели; бомбовая нагрузка до 22680 кг, в т. ч. крылатые ракеты AGM-86C с обычной боевой частью, ядер- ные свободнопадающие бомбы В61 или В83, УР класса воздух- поверхность AGM-142 «Хэв Нэп» или Рафаэл «Попай» или до 51 обычных бомб Мк.117 (калибр 340 кг) или Мк.83 (калибр 454 кг) Двигатели: восемь ТРДЦ Пратт- Уитни TF33-P-3 тягой по 7720 кгс ЛТХ: максимальная скорость 960 км/ч; практический потолок 16765 м; дальность 16090 км (без дозаправки в полете) Массы: максимальная взлетная 229090 кг
Размеры: размах крыла 56,39 м; длина 49,05 м; высота
12,4 м; площадь крыла 371,6 м2
|