Самолет Е-ЗА «Сентри» представляет собой летающую радиолокационную станцию, устойчивую к различного рода помехам. Авиационная система дальнего радиолокационного обнаружения и управления AWACS (ДРЛОУ) предназначена, главным образом, для обнаррения воздушных целей, но может также использоваться и в качестве летающего командного пункта и центра управления. 23 июля 1970 г. компания «Боинг» подписала контракт, согласно которому обещала построить два опытных самолета EC-137D. Самолет создавался на основе планера пассажирского самолета Боинг 707-300В, над хвостовой частью фюзеляжа которого установили вращающийся круглый обтекатель антенны поисковой РЛС диаметром 9,14 м. Остальные антенны были размещены в крыле, фюзеляже и в хвостовой части. Вместо кресел в пассажирской кабине установили блоки специального оборудования и оснащенные экранами для отображения обстановки рабочие места операторов. Первый опытный самолет поднялся в воздух 5 февраля 1972 г., а первый серийный самолет с обозначением Е-ЗА поступил на вооружение ВВС США 24 марта 1977 г. Позднее ему на смену пришли Е-ЗВ и Е-ЗС с усовершенствованной поисковой РЛС APY-2, более производительными компьютерами и аппаратурой засекречивания каналов связи, кроме того, самолет Е-ЗС оснащен пятью дополнительными рабочими местами. В 2001 г. в составе американских ВВС насчитывалось 18 самолетов Е-ЗВ/С. В странах НАТО продолжают эксплуатацию 17 самолетов Е-ЗА (ранее было 18), постройка которых финансировалось США и НАТО. Эти самолеты базируются на авиабазе Гейленкирхен в Германии. Самолеты прошли модернизацию, которая в основном заключалась в установке системы радиоэлектронной разведки AN/AYR-1. Четыре самолета E-3F, оснащенные двигателями CFM56, состоят на вооррении Франции, пять самолетов в варианте Е-ЗА имеет Саудовская Аравия и семь самолетов E-3D «Сентри AEW.Mk.1 - Великобритания. В связи с важностью самолетов Е-3 для ВВС США, они пройдут модернизацию, в ходе которой кабина экипажа по составу оборудования будет соответствовать кабине экипажа пассажирского самолета Боинг 737-700 (т. е. оснащена цифровой авионикой). Кроме того, будет установлена система «Игл», предназначенная для обнаррения и слежения за полетом тактических баллистических ракет и оснащенная тепловой системой обнаррения IRST и лазерным дальномером. Предполагается, что изменениям будут подвергнуты поисковая РЛС, бортовые компьютеры и навигационные системы, а также установлены двигатели CFM56 (F108).
Модификация
Боинг Е-ЗС «Сентри»
Страна-разработчик: США Тип: самолет ДРЛОУ Двигатели: четыре ТРДЦ Пратт-Уитни TF33-P-100/100А тягой по 9530 кгс Экипаж: 17 человек, включая четырех членов летного экипажа и 13 операторов Вооружение: до четырех УР класса воздух-воздух AIM-9L/M «Сайдуиндер» на двух подкрыльных узлах подвески ЛТХ: максимальная скорость на большой высоте 855 км/ч; рак- тический потолок 8840 м; радиус действия 1610 км (с учетом патрулирования в течение 6 ч без дозаправки топливом в воздухе); максимальная продолжительность полета свыше 11 ч (без дозаправки топливом в полете)
Массы: пустого 77995 кг; максимальная взлетная 147420 кг Размеры: размах крыла 44,42 м; длина 46,61 м; высота 12,73 м; площадь крыла 283,35 м |