Хотя в свое время армия США была заинтересована в получении военно-транспортного вертолета Боинг-Вертол 107 (впоследствии он получил обозначение СН-46 «Си Найт»), в 1959 г. они предпочли более крупный вертолет, проект которого разрабатывался с 1956 г. Опытный вертолет Боинг-Вертол 114 «Чинук» совершил первый полет 21 сентября 1961 г. С тех пор было построено 1155 машин, включая 136 вертолетов, выпущенных по лицензии итальянской фирмой «Агуста» («Меридионали»), и 54 вертолета, построенные японской компанией «Кавасаки» (CH-47J).
Исходная модель СН-47А стала поступать в американские войска в декабре 1961 года. Было выпущено 354 таких вертолета, после чего началось производство 108 вертолетов в новом варианте СН-47В с более мощными двигателями. За последними последовали 270 еще более улучшенных вертолета СН-47С с двумя ГТД мощностью по 3750 л.с., увеличенным запасом топлива, несущими винтами со стеклопластиковыми лопастями и системой контроля за их состоянием. Фирмы «Боинг-Вертол» и «Меридионали» продавали вертолеты «Чинук» по всему миру. Среди экспортных вариантов можно отметить канадские вертолеты СН-147 и британские НС.Мк.1. Вертолеты НС.Мк 1 поставлялись с двумя лебедками грузоподъемностью 9000 и 11300 кг, а также с более совершенным навигационным оборудованием и системами связи.
В течение 1982-1998 гг. 482 американских вертолета «Чинук» были модернизированы в вариант CH-47D, что позволило значительно повысить их возможности. ВВС Великобритании модернизировали 32 вертолета НС.Мк.1 «Чинук» в усовершенствованный вариант НС.Мк.2, а также получили 8 вновь построенных вертолетов данной модификации и 9 вертолетов в варианте НС.Мк., аналогичне вертолетам МН-47Е, которые армия США применяет для проведения специальных операций. Кроме того, вертолеты CH-47D состоят на вооружении Австралии, Греции, Италии, Нидерландов и Испании. Кроме вертолета МН-47Е компания «Боинг» предлагает на экспорт вертолеты CH-47D «Интернешнл Чинук» и CH-47SD «Супер D». В настоящее время министерство обороны США одобрило программу модификации вертолетов CH-47D в усовершенствованный вариант CH-47F, который будет состоять на вооружении американской армии до 2033 г.
Модификация
Боинг CH-47D «Чинук»
Страна-разработчик: США
Тип: средний военно-транспортный вертолет, экипаж 2-4 человека Вооружение: возможна установка в дверных проемах двух 7,62-мм пулеметов
Платная нагрузка: максимальная 10340 кг; до 44 десантников или 24 раненых носилках в сопровождении двух санитаров Двигатели: два ГТД Текстрон ЛайкомингТ55-1--712 взлетной мощностью по 3750 л.с.
Летные характеристики: крейсерская скорость 255 км/ч; радиус полета 185 и 56 км с максимальной платной нагрузкой в кабине и на внешней подвеске, соответственно Массы: пустого 10150 кг; максимальная взлетная 22680 кг Размеры: диаметр несущих винтов 18,29 м; длина фюзеляжа 15,54 м; высота по втулку заднего несущего винта 5,77 м; ометаемая воздушными винтами площадь 525,34 м2 |