В 1964 г. фирма «Хоукер Сиддли» приступила к разработке морского патрульно-противо- лодочного самолета, предназначенного для замены старых самолетов «Шеклтон» с поршневыми двигателями, находившимися на вооружении берегового командования английских ВВС. За основу проектируемого самолета HS.801 был взят планер пассажирского самолета Де Хэвилленд «Комета». В нижней части фюзеляжа был добавлен отсек для размещения вооружения, благодаря которому самолет получил характерный вытянутый «пузырь». В качестве силовой установки использованы четыре ТРДЦ Роллс-Ройс «Спей». Опытный экземпляр «Нимрода» совершил первый полет 23 мая 1967 г., а первый из 46 серийных самолетов «Нимрод» MR.Mk.1 поднялся в воздух 28 июня 1968 г. На вооружение самолет приняли в октябре 1969 г. В начале 1980-х гг. 11 самолетов MR.Mk.1 были переоборудованы в самолеты раннего радиолокационного предупреждения AEW.Mk.3 в соответствии с программой по созданию самолета ДРЛОУ для британских ВВС. Начиная с 1975 г., вариант MR.Mk.1 был переоборудован в вариант MR.Mk.2; первый модернизированный самолет поступил в ВВС в августе 1979 г. На этом самолете использовалась новые авионика и специальное оборудование, в том числе центральная тактическая система разработки фирмы «GEC», поисковая РЛС Торн-EMI «Серчуотер», а также улучшенная ГАС, совместимая с новыми гидроакустическими буями, После установки системы дозаправки топливом в полете во время войны с Аргентиной из-за Фолклендских (Мальвинских) островов в 1982 г. самолеты получили обозначение MR.Mk.2P, но потом буква «Р» исчезла. Позже на концах крыла стали размещать контейнеры с оборудованием для радиоэлектронной разведки. Несколько самолетов MR.MK.2 во время операции «Буря в пустыне» базировались в Омане. На них разместили дополнительные теплопеленга- торы на подкрыльных узлах, контейнеры с оборудованием РЭБ, а также буксируемые ложные цели. В середине 1990-х гг. фирма ВАЕ Системз решила провести модернизацию 21 самолета «Нимрод» MR.Mk.2 в вариант MRA.Mk 4 (позднее число переоборудуемых самолетов уменьшили до 18), Модернизация предусматривает установку более мощных и экономичных ТРДЦ Роллс-Ройс BR710, изменение конструкции корневой части крыла, где размещаются двигатели, усиление шасси, а также современной авионики и нового вооружения. Поставка самолетов MRA Мк.4 будет осуществляться в 2002-2007 гг. Для сбора радиоэлектронной информации используются три самолета «Нимрод» R.Mk.1. Один из этих самолетов разбился, но в 1997 г. был восстановлен с помощью находившегося на консервации планера самолета MR.Mk.2.
Модификация
Бритиш Аэроспейс «Нимрод» MR.Mk.2
Страна-разработчик:
Великобритания
Тип: морской патрульно-противолодочный самолет, способный выполнять задания по борьбе с надводными кораблями и поисково-спасательные операции
Вооружение: максимальная боевая нагрузка 6125 кг, в состав которой входят торпеды «Стингрей», обычные и глубинные бомбы, ПКР AGM-84 «Гарпун», а также УР класса воздух- воздух AIM-9 «Сайдуиндер» Двигатели: четыре ТРДЦ Роллс-Ройс RB168-20 «Спей» Мк.250 тягой по 5510 кгс
ЛТХ: максимальная скорость 926 км/ч; крейсерская скорость 880 км/ч; скорость патрулирования при двух работающих двигателях 370 км/ч; практический потолок 12800 м; максимальная дальность полета 9230 км; продолжительность полета 12 ч, с одной дозаправкой топливом в воздухе -19 ч. Массы: пустого 39010 кг; максимальная взлетная с полной боевой нагрузкой 87090 кг Размеры: размах крыла 35 м; длина 38,63 м; высота 9,08 м; площадь крыла 197 м |