С момента принятия на вооружение в 1971 г. палубный самолет РЭБ ЕА-6В «Праулер» остается одним из ключевых элементов американской морской авиации. Он принимал самое активное участие во многих военных конфликтах последних лет. Более того, после снятия в 1997 г. с вооружения самолетов Дженерал Дайнэмикс F-111 «Рейвн» он стал основным самолетом РЭБ, входящим в состав смешанных эскадрилий ВВС и ВМС США.
Самолет «Праулер» создан на основе более раннего варианта ЕА-6А, который применялся еще во время войны во Вьетнаме. Внешне похожий на двухместный штурмовик А-6 «Интрудер», самолет ЕА-6В отличается удлиненной на 1,37 м носовой частью фюзеляжа, в результате чего кабина стала четырехместной, а также характерным обтекателем на конце киля, в котором размещаются приемники пассивной системы постановки помех ALQ-99. Самолет оснащен комплексом РЭБ ALQ-99 и имеет до десяти передатчиков постановки радиопомех в пяти подвесных контейнерах с собственным питанием. Поставки серийных самолетов «Праулер» начались в январе 1971 г.; всего до 1991 г. было выпущено 170 машин. Начиная с 1973 г. регулярно проводились программы модернизации оборудования РЭБ (EXCAP, 1САР-1, ICAP-II и ADVCAP), расширяющие возможности самолета. В 1995 г. самолеты ЕА-6В приобрели возможность использовать более жесткие методы подавления средств ПВО противника с помощью противорадио- локационной ракеты AGM-88 HARM. Для того, чтобы сохранить «Праулеры» на вооружении в новом столетии, разработана программа модернизации ICAP-III. Система ALQ-99 получит более совершенный приемник, а полная интеграция систем связи и постановки помех даст возможность действовать против самых современных средств ПВО.
В настоящее время самолетами «Праулер» укомплектованы 16 эскадрилий палубной авиации и четыре эскадрильи авиации морской пехоты США. Пять эскадрилий палубной авиации обеспечивают действия экспедиционных подразделений ВВС. Ожидается, что самолеты останутся на вооружении до 2015 г.
Модификация ГРУМ MAH ЕА-6В «ПРАУЛЕР»
Страна-разработчик: США Тип: четырехместный палубный самолет РЭБ
Вооружение: (вариант ADVCAP с 91-го самолета) до четырех противорадиоло- кационных УР AGM-88 HARM Двигатели: два ТРД Пратт-Уитни J52-P-408 тягой по 5085 кгс ЛТХ: (с пятью контейнерами системы постановки помех) максимальная скорость у земли 980 км/ч; скороподъемность 51 м/с; практический потолок 11580 м; дальность полета 1770 км Массы: пустого 14320 кг; нормальная взлетная с пятью контейнерами системы постановки помех - 24700 кг; нормальная взлетная с пятью контейнерами системы постановки помех и максимальным запасом топлива - 27490 кг; максимальная взлетная 29485 кг Размеры: размах крыла 16,15 м (в сложенном положении - 7,87 м); длина 18,24 м; высота 4,95 м; площадь крыла 49,13 м2 |