В конце 1970-х г. истребители F-14 «Томкэт» считались самыми важными самолетами палубной авиации ВМС США. Только они могли обеспечить защиту ударной авианосной группы от самолетов-ракетоносцев противника, благодаря большому радиусу действия и непревзойденной возможности вести стрельбу одновременно шестью УР класса воздух-воздух большой дальности AIM-54 «Феникс» по шести целям, летящим на малых и больших высотах. В том случае, если кто-то все же «просачивался» к авианосцу, летчики могли применять ракеты AIM-9 «Сайдуиндер» или встроенную шестиствольную 20-мм пушку. Однако ракеты «Феникс» не зарекомендовали себя в боевой обстановке и на испытаниях, а современные ракеты AIM-120 AMRAAM самолет нести не может. Например, в двух случаях «Фениксы», выпущенные истребителями F-14 по целям на значительном удалении - иракским самолетам МиГ-25 и МиГ-23 - просто не попали в цель. Исходные истребители F-14A (которые и сейчас по численности превосходят более поздние модификации F-14B и F-14D с новыми двигателями) до сих пор имеют эксплуатационные ограничения из-за ненадежности двигателей TF30, В последние годы пытаются повысить их разведывательные возможности путем установки подвесных контейнеров с цифровой разведывательной системой TARPS и установкой системы передачи информации в реальном масштабе времени. В 1992 г, самолеты F-14 «Томкэт» получили ограниченные возможности выполнения ударов по наземным целям, но в хорошую погоду. С 1995 г. на них стали устанавливать подвесную прицельно-навигационную систему с лазерным целеуказателем LANTIRN, совмещенную с нашлемными очками ночного видения. Ведутся работы по использованию высокоточного оружия с системой спутниковой навигации GPS, например КАБ JDAM. Планируется, что к 2003 г. все истребители F-14A будут заменены самолетами Боинг F/A-18E/F. Самолеты F-14B будут сняты с вооружения к 2007 г., a F-14D - к 2008 г. Основным иностранным покупателем «Томкэтов» был Иран, который в конце 1970-х г. получил 79 истребителей F-14A. Как полагают, сейчас у него не более 28-30 машин. Имеются сообщения, что Иран планирует существенно модернизировать самолеты F-14.
Модификация Грумман F-14D «Томкэт»
Страна-разработчик: США Тип: двухместный палубный многоцелевой истребитель Вооружение: одна встроенная шестиствольная 20-мм пушка М61А1 «Вулкан» с боезапасом 675 снярядов; УР класса воздух-воздух AIM-54 «Феникс», AIM-7M «Спэрроу» или AIM-9M «Сайдуиндер»;
КАБ GBU-10, -12, -16 и -24, бомбы Мк.80, кассетные бомбы «Рокай» и CBU-59, мины «Гэтор»; контейнеры с разведывательным оборудованием TARPS Двигатели: два ТРДЦФ Дженерал Электрик F110-GE-400 тягой по 7300 кгс и 12260 кгс на форсажном режиме ЛТХ: максимальная скорость без наружных подвесок 2000 км/ч (М=1,88); максимальная скороподъемность более 150 м/с; практический потолок более 16100 м; дальность полета с максимальным запасом топлива и двумя ПТБ - 2965 км Массы: пустого 18950 кг; максимальная взлетная 33725 кг Размеры: размах крыла при минимальном угле стреловидности 19,54 м; при максимальном угле - 11,65 м; длина 19,1 м; высота 4,88 м; площадь крыла 52,49 м2 |