При разработке нового истребителя, последовавшего за удачным самолетом «Мираж» III, фирма «Дассо Авиасьон» решила отказаться от схемы «бесхвостка» с треугольным крылом и перешла к обычной схеме. В результате самолет «Мираж» F1 может нести на 40% больше топлива во внутренних топливных баках, размещенных в меньшем по размеру планере. Ему требуется более короткая взлетно-посадочная дистанция, в два раза увеличился боевой радиус при полете на малых высотах и повысилась маневренность. Опытный истребитель совершил первый полет в 1966 г.
В 1973 г. ВВС Франции начали получать всепогодный истребитель-перехватчик F1C. К моменту окончания производства в 1992 г. было выпущено 762 самолета всех вариантов. Модификации самолета F1 имели ту же систему буквенного обозначения, что и ранние варианты самолета «Мираж» III. Среди этих модификаций упрощенный дневной истребитель F1A, двухместные учебные самолеты F1В и F1D, многоцелевой истребитель F1E, самолет-разведчик F1CR и истребитель F1C-2000 с неподвижной штангой топливоприемника системы заправки в полете. Появление истребителей «Мираж» 2000 привело к тому, что имевшиеся планеры самолетов F1С были переделаны в истребители-бомбардировщики F1CT. Самолеты «Мираж» F1 широко экспортировались и применялись во многих вооруженных конфликтах, включая так называемую «войну танкеров», когда иракские самолеты F1EQ, вооруженные ПКР «Экзосет», атаковали танкеры в международных водах Персидского залива, удары южноафриканцев по партизанам на территориях соседних стран, и операцию «Буря в пустыне». В 2001 г. истребители «Мираж» F1 еще оставались на вооружении. Например, в составе ВВС Франции две эскадрильи укомплектованы самолетами F1CR и F1CT, одна учебная - двухместными самолетами. Истребители «Мираж» F1 состоят на вооружении Греции, Ирака, Иордании, Кувейта, Ливии, Марокко и Испании, Сейчас устаревшие иорданские самолеты F1CJ/EJ заменяются истребителями Локхид Мартин F-16. Основным покупателем самолетов в свое время был Ирак, который приобрел 108 многоцелевых истребителей F1EQ. После больших потерь во время войны Персидском заливе и перегона 24 самолетов в Иран, у ВВС Ирака осталось не более 30-35 машин. Другим крупным владельцем самолетов «Мираж» F1 является Испания, которая пополнила свой парк истребителей F1CE и F1EE, купленными у Катара 12 вариантами F1EDA и F1DDA. Имеется соглашение об установке российских двигателей на истребители F1, находящиеся у ЮАР.
Модификация Дассо Авиасьон «Мираж» F1C
Страна-разработчик: Франция Тип: истребитель-перехватчик Вооружение: две встроенные 30-мм пушки DEFA 553 с боезапасом по 135 снарядов; стандартное вооружение состоит из двух УР класса воздух-воздух «Супер» 530 и R550 «Мажик»; максимальная боевая нагрузка 4000 кг, в состав которой могут входить изготовленные во Франции противора- диолокационные УР ARMAT, УР класса воздух-поверхность AS.30L, ПКР АМ.39 «Екзосет», обычные бомбы калибром 250 кг и одна КАБ с лазерным наведением BGL-400 калибром 400 кг Двигатель: один ТРДФ SNECMA «Атар» 9К-50 тягой 5005 кгс и 7170 кгс на форсажном режиме ЛТХ: максимальная скорость на высоте 11000 м - 2340 км/ч; скороподъемность 213 м/с; практический потолок 20000 м; боевой радиус в ударном варианте с бомбами калибром 250 кг при полете по профилю большая - малая - большая высота - 425 км
Массы: пустого7400 кг; максимальная взлетная 15200 кг
Размеры: размах крыла (с учетом УР «Мажик» на концах) 9,32 м; длина 15,3 м; высота 4,5 м; площадь крыла 25 м |