Очень популярный легкий многоцелевой вертолет «Газель» в 2001 г. находился на вооружении 25 стран мира, Разработку вертолета под обозначением Х300 начала в середине 1960-х гг. фирма «Сюд Авиасьон» (позднее «Аэроспасьяль»), Вертолет оказался скоростным и маневренным. Этому способствовали мощный ГТД, обтекаемая кабина, закрытая обшивкой хвостовая балка, эффективный несущий винт, а также примененный впервые в мире многолопастный рулевой винт в кольцевом канале вертикального оперения («фенестрон»). Во второй половине 1960-х гг. было подписано англо-французское соглашение о совместной разработке многоцелевых вертолетов, в рамках которого были созданы «Газель», а также вертолеты «Пума» и «Линке». Опытный вертолет SA 340 впервые поднялся в воздух
7 апреля 1967 г., а в начале августа была запущена в серийное производство усовершенствованная модель SA 341. В настоящее время военные вертолеты, созданные на базе вертолета SA 341 «Газель» включают в себя вертолеты АН.Mk.1 (SA341B), находящиеся на вооружении британской армии, французские армейские вертолеты SA 341F и экспортные машины SA 341Н. Вертолеты АН.Мк.1 продолжают играть важную роль в армейской авиации Великобритании. Из 212 построенных вертолетов 70 были оснащены телескопическими прицелами для поиска целей для вертолетов «Линке», вооруженных ракетами. Французская армия получила 170 вертолетов SA 341F, из которых 40 были переоборудованы под установку ПТУР «Хот», после чего они получили обозначение SA 341 М. На 62 вертолетах SA 341F установили 20-мм пушку М621 и прицелы SFOM 80; в результате вертолеты стали обозначаться SA 341 F/Canon («пушечный»). Модификация SA 342 представляет собой дальнейшее развитие вертолета SA 341 с ГТД «Астазу» XIVH мощностью 860 л.с. Экспортные поставки начались с модификации SA 342К, за которой последовал вариант SA 342L с улучшенным «фенестроном». Во Франции последний получил обозначение SA 342М; их было поставлено свыше 200 штук, вооруженных четырьмя ПТУР «Хот». Вертолеты «Газель» выпускались в бывшей Югославии фирмой «SOKO» и оснащались ПТУР советского производства 9М14 «Малютка» (обозначение НАТО АТ-3 «Sagger»).
Модификация
Еврокоптер SA 341F «Газель»
Страны-разработчики:
Франция/Великобритания Тип: легкий многоцелевой вертолет Вооружение: максимальная боевая нагрузка 700 кг; вертолет SA 341 F/Canon вооружен 20-мм пушкой GIAT М621, установленной с правого борта и оптическим прицелом SFOM 80, размещенным над кабиной перед втулкой несущего винта Двигатель: один ГТД Турбомека «Астазу» IIIA мощностью 590 л.с. ЛТХ: максимальная крейсерская скорость у земли 265 км/ч; максимальная скороподъемность 9 м/с; практический потолок 5000 м; статический потолок с учетом влияния земли 2850 м; дальность полета 670 км Массы: пустого 920 кг; максимальная взлетная 1800 кг Размеры: диаметр несущего винта 10,5 м; ометаемая несущим винтом площадь 86,59 м2 |