Самолет S-3B «Викинг», разработанный в начале 1970-х гг., является основным палубным самолетом ПЛО в американских ВМС. После распада СССР потребность в этом самолете как противолодочном практически исчезла, уступив место борьбе с надводными целями и ударам по наземным объектам. В начале 1990-х гг. исходную модификацию S-3A заменили самолеты S-3B. На них установили поисковую РЛС APS-137 с синтезированной апертурой, а в качестве вооружения используются ПКР AGM-84 «Гарпун». На каждом ударном авианосце США базируется одна эскадрилья в составе восьми самолетов S-3B, которые не только выполняют свои основные задачи, но и занимаются постановкой мин и наблюдением за обстановкой в районе авианосной группы.
В начале 1990-х гг. 16 самолетов S-3A были переоборудованы в вариант ES-3A «Шэдоу», предназначенный для радиоэлектронной разведки и радиоперехвата. Однако в 1998 г. ВМС США приняли решение снять самолеты ES-3A с вооружения, так как их оборудование, в эпоху непрекращающихся «электронных войн», безнадежно устарело, а его модернизация обошлась бы слишком дорого. Последний самолет ES-3A был снят с вооружения в середине 1999 г. Самолеты S-3B могут использоваться и в качестве «летающих танкеров».
Самолеты S-3B «Викинг» несколько раз подвергались модернизации, в частности, на них устанавливались система спутниковой навигации GPS, усовершенствованная инерциально-навигационная система, новые дисплеи отображения тактической обстановки, бортовые компьютеры, система спутниковой связи и т.д. Несколько самолетов используются для борьбы с контрабандой наркотиков; с этой целью они оснащены телекамерами, тепловыми датчиками и другими средствами наблюдения. После 2015 г. самолеты S-3B планируется заменить новым самолетом.
Модификация Локхид S-З «Викинг»
Страна-разработчик: США Тип: палубный самолет ПЛО; экипаж 4 человека
Вооружение: максимальная нагрузка 3175 кг, в том числе бомбы Мк.82/83, мины Мк.53, глубинные бомбы Мк.54, торпеды «Барракуда» Мк.46/53, кассетные бомбы Mk.20 Mod.2 «Рокай», 127-мм PC «Зуни», 70-мм PC FFAR или «Гидра», ПКР AGM-84D «Гарпун» Двигатели: два ТРДЦ Дженерал Электрик TF34-GE-2 тягой по 4210 кгс ЛТХ: скорость максимальная 815 км/ч; при патрулировании - 295 км/ч; скороподъемность 21,3 м/с; практический потолок 10670 м; боевой радиус с учетом патрулирования в течение 4,5 ч - 850 км Масса: пустого 12090 кг; максимальная взлетная 23830 кг Размеры: размах крыла 20,93 м; длина 16,26 м; высота 6,93 м; площадь крыла 55,56 м2 |