Самолет F-22 как истребитель завоевания превосходства в воздухе был создан в рамках конкурсной программы ATF для замены самолетов F-15. В первом десятилетии XXI века он должен стать основой американских ВВС. В 1991 г. руководство ВВС сделало выбор в пользу самолета с двигателями фирмы «Пратт-Уитни», который через некоторое время стал известен как Локхид Мартин F-22 «Рэптор». Основным партнером фирмы «Локхид Мартин» является «Боинг». В течение 1990-1997 гг. на паре опытных самолетов YF-22A проходили испытания тех технологий, которые предполагалось использовать на серийных машинах. Компоновка самолета F-22 разработана с учетом требований по малой заметности, ее основными особенностями являются трапециевидное крыло, углы стреловидности которого повторяют аналогичные углы всех несущих поверхностей и кромок воздухозаборников, два наклоненных наружу вертикальных киля и внутренние отсеки для размещения вооружения. Все это направлено на уменьшение радиолокационного сечения. Основой БРЭО является многорежимная РЛС с АФАР. В интегрированный комплекс БРЭО также входят каналы обмена данными, инерциальная навигационная система, система спутниковой навигации GPS, средства РЭБ и системы предупреждения. Два бортовых компьютера автоматически переключают датчики с пассивного режима работы на активный и обратно в соответствии с тактической обстановкой. Применение элементов «искусственного интеллекта» позволит значительно разгрузить летчика, освободив его от рутинных операций. Каналы связи обеспечат обмен информацией с другими самолетами F-22. Большая тяга двигателей Пратт-Уитни F119 позволит самолету иметь сверхзвуковую крейсерскую скорость, а наличие СУВТ и ЭДСУ с тройным резервированием обеспечивает высокую маневренность. В августе 1991 г. был подписан контракт на постройку 11 самолетов для проведения многопрофильных летных испытаний. Среди них должны были быть два двухместных самолета F-22B, от постройки которых в 1997 г. отказались с целью экономии средств, уменьшив число самолетов до девяти. К настоящему времени все девять самолетов проходят летные испытания. Осенью 2002 г. обозначение самолета сменилось на F/A-22, подчеркивая его многофункциональность. Первый самолет будет передан заказчику в 2005 г.
Модификация Локхид Мартин F-22A «Рэптор»
Страна-разработчик: США Тип: многофункциональный истребитель Вооружение: одна 20-мм пушка М61А2; максимальная боевая нагрузка 9080 кг; в подфюзеляжном отсеке размещаются четыре УР класса воздух-воздух AIM-120С AMRAAM, а в отсеках по бокам воздухозаборников - по две УР класса воздух-воздух А1М-9МД (не исключается размещение КАБ JDAM калибром 455 кг); под крылом на четырех пилонах могут подвешиваться дополнительное вооружение (противорадиолока- ционные УР AGM-88 HARM, бомбы BLU-109 для поражения заглубленных целей, бомбы «Пейвуэй» III с лазерным наведением, крылатые управляемые боеприпасы LOCASS) или ПТБ,
Двигатели: два ТРДЦФ Пратт-Уитни FI 19-Р-100 тягой по 15890 кгс на форсажном режиме ЛТХ: максимальное число М=2; практический потолок 15250 м; дальность полета 3200 км Массы: пустого снаряженного 14515 кг; максимальная взлетная 24950 кг Размеры: размах крыла 13,56 м; длина 18,92 м; площадь крыла 78 м2
Локхид Мартин F-22A «Рэптор» Истребитель F/A-22 остается наиболее приоритетной программой для ВВС США. Принятое новое обозначение говорит о том, что самолет будет многоцелевым. ВВС планируют получить первый истребитель к концу 2005 г., а первая стадия боеготовности будет достигнута в 2006-2007 гг. |