Несмотря на свой «преклонный» возраст, штурмовик А-4 «Скайхоук» до сих пор остается эффективной машиной, достаточно дешевой и простой в эксплуатации. В 2001 г. штурмовики А-4 оставались на вооружении ВМС США (двухместные TA-4J, имитирующие самолеты противника), Индонезии и Израиля (в составе резервных эскадрилий). Остальные три страны (Новая Зеландия, Сингапур и Аргентина) предпринимают усилия с целью сохранить самолеты в строю и в начале XXI века. В 1986-1990 гг. ВВС Новой Зеландии а рамках проекта «Каху» модернизировали 14 самолетов А-4К, установив на них РЛС AGP-66(NZ) и новые навигационно-прицельные системы для использования самолетов для непосредственной огневой поддержки, а также для ограниченного применения против надводных кораблей. ВВС Сингапура имеют в своем составе 50 одноместных A-4SU и 18 двухместных TA-4SU, модернизированных до варианта «Супер Скайхоук». Они оснащены двигателем Дженерал Электрик F404-GE-100D без форсажной камеры и контейнерами с теплопеленгаторами GEC-Маркони «Атлантик». Экипажи самолетов проходят учебную подготовку во Франции. Из самолетов «Скайхоук» сформирована пилотажная группа «Блэк Найте». Аргентина получила в 1997 г. от морской пехоты США 36 самолетов. Все они (32 одноместных А-4М и 4 двухместных ОА-4М) были модернизированы в варианты A-4AR и OA-4AR «Файтингхоук». Помощь в переоборудовании оказала фирма «Локхид Мартин». Модернизация заключалась в капитальном ремонте планеров и установке нового оборудования, в том числе РЛС ARG-1, дисплеев в кабине экипажа, ИЛС и системы предупреждения о радиолокационном облучении. Многие функции управления выведены на ручку управления и РУД (концепция HOTAS). Станция ARG-1 является упрощенным вариантом РЛС APG-66 от истребителя F-16; она позволяет использовать «умное» оружие. Недавно Бразилия приобрела у Кувейта самолеты A-4KU, которые планирует базировать на купленном в 2000 г. у Франции авианосце «Фош».
Модификация
Макдоннелл-Дуглас/ A-4AR «Файтингхоук»
Страна-разработчик: США Тип: штурмовик
Вооружение: две 20-мм пушки Мк.12; максимальная боевая нагрузка 4150 кг; вооружение включает американские бомбы Мк.80, бомбы калибром 250,280 и 800 кг чилийского производства, кассетные боеприпасы; возможна установка КАБ, УР класса воздух- поверхность AGM-65 «Мейврик» и УР класса воздух-воздух AIM-9 Двигатель: один ТРД Пратт-Уитни J52-P-408A тягой 5085 кгс ЛТХ: максимальная скорость 1100 км/ч; скороподъемность 52 м/с; практический потолок 11800 м; боевой радиус с нагрузкой 1815 кг - 550 км Масса: пустого 4750 кг; максимальная взлетная 11110 кг Размеры: размах крыла 8,38 м; длина 12,72 м; высота 4,57 м; площадь крыла 24,14 м2 |