Первый опытный легкий одноместный истребитель Нортроп F-5A «Фридом Файтер» поднялся в воздух в мае 1963 г. Он послужил основой для создания целого семейства самолетов. Канадская фирма «Канадэр» выпускала варианты CF-5A/D и NF-5A/B для канадских и голландских ВВС, соответственно. Многие сохранившиеся самолеты были проданы в Ботсвану, Турцию и Венесуэлу. Кроме них самолеты F-5 первого поколения до сих пор находятся на вооружении Южной Кореи, Бразилии, Греции, Ирана, Марокко, Норвегии, Филиппин, Саудовской Аравии, Испании, Тайваня, Таиланда, Турции, Венесуэлы и Йемена. Венесуэла провела частичную модернизацию своих самолетов VF-5A/D с помощью сингапурской фирмы «STA».
Для союзников США на базе самолетов F-5A/B была разработан так называемый «международный истребитель» F-5E/F «Тайгер» II. Первый полет опытный F-5E совершил в августе 1972 г. Всего было выпущено около 1300 одноместных самолетов F-5E и его двухместной модификации F-5F, которые поставлялись в 20 стран мира. По лицензии самолеты F-5E собирались на Тайване и в Южной Корее. Сейчас самолеты «Тайгер» II остаются на вооружении Бахрейна, Бразилии, Нили, Гондураса, Индонезии, Ирана, Иордании, Кении, Малайзии, Мексики, Саудовской Аравии, Сингапура, Швейцарии, Тайваня, Таиланда, Туниса, Йемена, а также ВМС и морской пехоты США. Самолетами-разведчиками на базе двухместного F-5E располагают Малайзия (RF-5E «Тайгерай»), Сингапур (RF-5S) и Тайвань (RF-5E «Тайгергэйзер»), Многочисленные программы модернизации позволяют этим самолетам оставаться в строю и в XXI веке. В рамках модернизаций заменяется БРЭО и вводятся некоторые конструктивные доработки, Например, Чили имеет самолеты F-5E, которые с помощью Израиля доведены до варианта «Тайгер» III. На них установлено новое БРЭО, в том числе РЛС «Елта» 2032, и использована концепция HOTAS. За счет этого их боевые возможности сравнимы с истребителем F-16 первых серий. Многорежимная РЛС FIAR «Грифо» F/X+ была установлена на сингапурские самолеты F-5S, ее выбрала Бразилия для своих F-5E. Американская фирма «ТСА» предлагает превратить одноместные самолеты в двухместные, что позволит получить сравнительно дешевый УТС.
Модификация Нортроп RF-5E «Таигер 2»
Страна-разработчик: США Тип: одноместный легкий тактический истребитель Вооружение: одна встроенная 20-мм пушка Форд М39А2; максимальная боевая нагрузка 3175 кг, в том числе УР класса воздух-воздух AIM-9P, «Питон» 3/4; на самолетах F-5E ВВС Швейцарии могут устанавливаться УР класса воз- дух-поверхность «Мейврик», Таиланда - контейнеры GPU-5 с 30-мм пушками, Саудовской Аравии - противорадиоло- кационные УР AGM-45 «Шрайк», КАБ GBU-10/12, кассетные бомбы «Рокай» и УР класса воздух-воздух R550 «Мажик» Двигатели: два ТРДФ Дженерал Электрик J85-GE-21В тягой по 1590 кгс и 2270 кгс на форсажном режиме ЛТХ: максимальная скорость 1700 км/ч; скороподъемность 174 м/с; практический потолок 15550 м; боевой радиус с максимальным запасом топлива и двумя УР AIM-9 - 1405 км Масса: пустого 4350 кг; максимальная взлетная 11190 кг Размеры: размах крыла без ракет на законцовках 8,13 м; длина со штангой ПВД 14,45 м; высота
4,08 м; площадь крыла 17,28 м2 . |