Самолет Е-8, входящий в объединенную систему разведки и целеуказания J-STARS, разработан фирмой «Грумман» (ныне - «Нортроп Грумман»), Впервые он использовался в 1991 г. во время операции «Буря в пустыне», причем еще до того, как был официально принят на вооружение. Самолет Е-8 создан на основе пассажирского лайнера Боинг 707-300. Он способен отслеживать наземную обстановку и управлять боем, в то время как самолеты Е-3 применяются для управления воздушными операциями. Основной бортовой системой самолета является многорежимная РЛС AN/APY-3 с боковым обзором, антенна которой размещается внутри большого подфюзеляжного обтекателя. Эта РЛС позволяет находящимся на борту операторам отслеживать перемещение наземных целей, а также выполнять иные задачи. Система способна распознавать колесные и гусеничные машины. Два опытных самолета Е-8А после операции «Буря в пустыне» используются только для обучения.
Основной модификацией, принятой на вооружение ВВС США, стал Е-8С. Эти самолеты ведут наблюдение за обстановкой на земле, осуществляют целеуказание, наведение и оценку последствий бомбовых ударов. БРЭО и системы связи самолетов Е-8С могут использоваться для подавления средств ПВО противника, а также обнаружения таких важных наземных целей, как мобильные баллистические ракеты. Сейчас самолеты проходят многоэтапную модернизацию. К 2006 г. самолеты предполагается довести до стандарта «Блок» 50, предусматривающего установку новой РЛС AN/APY-X. Она имеет расширенные возможности, в частно- ти, автоматическое распознавание целей, обнаружение и сопровождение вертолетов, сбор радиоэлектронной информации и наблюдения за морскими целями. К 2000 г. ВВС США заказали 14 самолетов Е-8С и намерены закупить еще 19. В целях повышения экономичности самолеты Е-8 планируется оснастить новыми ТРДД CFM56.
Модификация
Нортроп Грумман Е-8С J-STARS
Страна-разработчик: США
Тип: самолет наблюдения и управления наземным боем
Экипаж: летный экипаж - 3 чел., число операторов - 18 (при длительных полетах на борту находится запасной экипаж) Характеристики РЛС: площадь сканируемой зоны 50000 км2, дальность обнаружения цели при полете на высоте 9140-12200 м- 50-250 км Двигатели: четыре ТРДД Пратт-Уитни TF33-P-102B тягой по 8170 кгс; планируется установка ТРДД TF33-P-102C тягой по 8715 кгс
ЛТХ: максимальная эксплуатационная скорость 890 км/ч; практический потолок 12800 м; максимальная продолжительность полета с одной дозаправкой в воздухе - 20 Масса: пустого 77560 кг; максимальная взлетная 150140 кг Размеры: размах крыла 44,42 м; длина 46,61 м; высота 12,95 м; площадь крыла 283,35 м2
|