Вертолет S-65/H-53 «Си Стэллион» был разработан по требованиям корпуса морской пехоты США к тяжелому транспортному вертолету. В 1968 г. на вооружение был принят вертолет CH-53D с двумя ГТД. Он может перевозить 37 десантников или грузы массой 3630 - 5440 кг. Вертолет СН-53Е «Супер Стэллион» с тремя ГТД может транспортировать 55 солдат или грузы массой 16000 кг; на внешней подвеске он может перевозить бронетранспортер массой 11790 кг. Вертолеты имеют узлы для крепления 7,62-мм пулеметов, а также оснащены штангой топливоприемника для заправки в воздухе. Вертолеты СН-53Е должны остаться на вооружении до 2025 г. С этой целью корпус морской пехоты планирует провести двухэтапную программу модернизации, предусматривающую усиление планера и установку нового БРЭО и систем, обеспечивающих ночную эксплуатацию. ВМС США используют вертолеты для траления мин. Вертолеты МН-53Е «Си Дрэгон» могут буксировать различные типы тралов, они также имеют гидроакустические станции бокового обзора. Эти же вертолеты используются для материально-технического обеспечения кораблей в открытом море. Американские ВМС также имеют двухдвигательные вертолеты МН-53 для выполнения боевых поисково-спасательных операций и спецзаданий. Для скрытной доставки диверсионных групп ночью и в любую погоду на территорию противника применяются вертолеты MH-53J «Пейв Лоу» III. Основным зарубежным эксплуатантом вертолетов S-65 является Германия, на вооружении которой находится 96 вертолетов CH-53G, построенных по лицензии. Эти вертолеты прошли три этапа модернизации. В результате на них установили систему предупреждения о приближении ракет и оборонительное БРЭО, узлы для двух ПТБ (что позволило увеличить дальность полета с 36 десантниками или 5500 кг груза до 1800 км) и средства ночного видения и системы, обеспечивающие полет на малой высоте. Все вертолеты CH-53G прошли в 2001 г. доработку на фирме «Еврокоптер». Другими владельцами вертолетов являются армия Израиля (две эскадрильи машин CH-53D «Ясур-2000») и ВМС Ирана, имеющие пять бывших тральщиков RH-53D, переоборудованных в транспортные.
Модификация
Сикорский MH-53J «Пейв Лоу» III
Страна-разработчик: США Тип: всепогодный вертолет для выполнения спецзаданий и боевых поисково-спасательных операций. Нагрузка: максимальная платная нагрузка 9070 кг; экипаж - 2 летчика и
2 парашютиста-спасателя Вооружение: в хвостовом грузовом люке может устанавливаться 12,7-мм пулемет, а в передней части фюзеляжа - 7,62-мм пулеметы.
Двигатели: два ГТД Дженерал Электрик T64-GE-7A мощностью по 3935 л.с. ЛТХ: максимальная скорость 315 км/ч; максимальная крейсерская скорость 280 км/ч; скороподъемность 10,5 м/с; практический потолок 6220 м; дальность полета без дозаправки в воздухе 870 км; продолжительность полета 5 ч Масса: пустого 10690 кг; нормальная взлетная 17345 кг; максимальная взлетная 19050 кг Размеры: диаметр несущего винта 22,02 м; длина фюзеляжа с учетом штанги топливоприемника 20,47 м; высота по вертикальному килю 7,6 м; по втулку несущего винта - 5,22 м; ометаемая несущим винтом площадь 380,87 м2 |