После распада Советского Союза Украина получила контроль над бывшими советскими войсками, расположенными на ее территории. В то время там находились три воздушные армии фронтовой авиации, две воздушные армии стратегической авиации, две армии авиации ПВО, две дивизии военно-транспортной авиации, три военных округа сухопутных войск и части Черноморского флота. Организационная структура осталась прежней, только фронтовая авиация и авиация ПВО были объединены в единые ВВС. В результате реорганизации ВВС истребители МиГ-25 и Су-17 были сняты с вооружения, а стратегические бомбардировщики Ту-160 (19 единиц) и Ту-95МС были пущены на слом (при финансировании со стороны США) или возвращены России. Украина оставила себе бомбардировщики Ту-22 и Ту-22М, хотя уровень готовности первых весьма низок. Кроме них имеется большой парк фронтовых бомбардировщиков Су-24, включая разведчики и постановщики помех.
ПВО обеспечивается самолетами МиГ-23, МиГ-29 и Су-27. Значительная часть транспортной авиации (в особенности самолеты Ил-76) окрашена в гражданские цвета и используется для чартерных рейсов. Сухопутные войска оснащены различными вертолетами марки «Ми», в том числе воздушными командными пунктами и постановщиками помех. Небольшая морская авиация располагает несколькими патрульными вертолетами и старыми самолетами-амфибиями Бе-12. Украина также имеет Национальную гвардию, располагающую вертолетами Ми-6, Ми-8 и Ми-24,
Основные типы на вооружении Бомбардировщики: Ту-22, Ту-22М.
Mcioeome.'i/i и удар| ые самолеты:
МиГ-23. VI и Г 29. Су 17, Су-24. Су-25.
Су-27.
Патрульные и разведывательные самолеты, самолеты РЭБ: Ан-30, Бе-12, Ил-22, СИ7М4Р, Су-24МП, Су-24МР.
Транспортная авиация: Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ил-76, Ил-78, Ту-134.
УТС: L-39 PZL-104 «Вилга», Як-52, Як-55. Вертолеты: Ка-25, Ка-27, Ка-29, Ми-2, Ми-6, Ми-8, Ми-17, Ми-14, Ми-24, Ми-26, |