Римское историописание вырастало из летописей (анналов), которые поначалу велись жрецами-понтификами и содержали запись примечательных событий каждого года. На почве этих анналов возникали исторические труды, построенные по тому же анналистическому принципу, но использовавшие наряду с древними анналами также народные предания и сведения, почерпнутые из произведений греческих историков. С увеличением возраста римского парода, главного героя римского историописания, анналы трансформируются в огромные по объему произведения из многих дссятков книг (то есть больших глав).
По мере того как Рим из города-государства превращался в италийскую, а затем мировую державу, анналистическая форма изложения становилась тесной для повествования, которое по необходимости должно было касаться событий, происходящих за пределами Италии, и рассматривать явления в длительном развитии. История римской историографии с точки зрения эволюции формы исторических трудов — это история преодоления анналистики, ставшей своего рода прокрустовым ложем. Она сковывала возможности авторов, усваивавших концептуальный способ изложения; мысль тонула в обилии фактов.