Крестовые походы представляют собой одно из самых головокружитегьных и привпекатегьных авантюр мировой истории и средневековой истории в частности. Уж е сами крестоносцы часто удивлялись своим достижениям. Историографы крестовых походов долгое время пытались объяснить их начало социально-экономическими причинами — избытком воинской сил и безземельной знати, введением в оборот нового вида упряжи, ж аж дой наж ивы. трудно было поверить, что толпы людей, забросив своих родных, дом, имущество (письмо графа Стефана Блуаского и воспоминания сенешаля Жана де Жуанвиля ясно показывают, насколько тяжка была для многих воинов христианской армии разлука с близкими), отправились в Святую Землю лишь ради того, чтобы отвоеват ь Гроб Господень. Конечно, история крестоносного движения сразу стала клубком противоречий. Исследователи до сих пор спорят , чем являлись походы западноевропейцев на Восток для человечества — еще одной страницей кровавого разгула или цивилизаторской миссией. Необычайно интересна и проблема создания на побереж ье Средиземного моря в Леванте, и в Месопотамии, крестоносных государст в — своеобразных анклавов Западной Европы, куда участники походов привнесли свои обычаи, политические традиции и культуру.